Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую.
Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды.
Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники - непрошеные гости.
Композиция.
Басня построена на противопоставлении двух героинь (Муха и Пчела), их отношении к работе, развлечениям, собственному назначению в жизни.
Экспозиция: встреча читателя с Мухой, которая живет беззаботно, будто госпожа.
Завязка: разговор Мухи с Пчелой: смысл жизни в роскоши, празднованиях или в повседневной добросовестной работе?
Кульминация: недоразумение между Мухой и Пчелой.
Развязка: мораль басни.
Обсуждение содержания басни с вопросами:
• Видели ли вы в естественной среде муху и пчелу? Чем каждая из них занимается?
• Что свидетельствует о безопасной жизни Мухи?
• Почему Муха назвала работу Пчелы бедной?
• Какая цель в жизни у Мухи и Пчелы? Для чего Л. Глибов противопоставляет этих двух героинь?
• Как именно сочувствует Муха Пчеле?
(Какая плохая...
На свете долюшка твоя:
Раненько встанет, поздно ляжет...).
• В чем Муха усматривает вольность своей жизни?
• В каких развлекательных мероприятиях Муха принимает участие? (Банкет, обед, веселье).
• Что свидетельствует о нахальстве мухи относительно посещения кого-нибудь непрошеной?
(Большое дело - прогонят!
Нельзя в двери - я в форточку
Или полезу в другую дырку...).
• Почему Пчела не понимает смысла жизни Мухи?
• Каких людей изображает Л. Глибов на примере этих двух существ?
• А как вы относитесь к работе? Помогаете ли дома родителям? Чем именно?
• Каким образом нужно организовать собственный досуг?
• Чем полезна для нас эта басня?
Загадки о героях басни.
- Кто над нами вверх ногами?
- (Муха).
- Я работаю почтенно, Все лето летаю В поле, в роще, собираю медок с разных цветов. Кого невзлюблю, Того жалом колю.
- (Пчела).
- Не каменщик, А амбар строит.
- (Пчела).
- Целый день летает, Всем надоедает, А вечер настанет - тогда перестанет.
- (Муха).
- В саду маленький Никита захотел сорвать цветок, а она его укусила. Что за цветок это был? Это не цветок, а...
- (Пчела).
- Есть у меня большая семейка, Как весна придет, Вся в поле пойдет.
- (Пчелы).
- С одним венком хата, Работящая в ней семья. По цветам все летают, Мед ароматный добывают.
- (Пчелы и улей).
- Сидит девка в темнице, Вяжет кружево без петель.
- (Пчела).
- К цветочку лечу, Лечу - жужжу.
- - Дзум - дзум - жу - жу!
- Как зовут не скажу.
- (Пчела).
- Зимой спит. Летом звенит. Выше садов летает, Сладкую росу собирает.
- (Пчела).
- Будто птица, крылья имеет, Все летает и поет:
- - Я медок вам ношу,
- Не трогайте, так как укушу.
- (Пчела).
- Не мотор, а гудит, Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит.
- (Пчела).
- Семьсот соловьят
- На одной подушке сидят.
- (Пчела).
- Этот дом на ножках, Внизу окошко, Дом многоквартирный, Лишь сверху мирный.
- (Улей).
Народные пословицы к содержанию басни.
1) Работа.
• Человеческая работа - не ерунда, раскинуть не годится.
• Работа человека кормит, а лень расточает.
• Кто работает, тот работу уважает.
• На дерево смотри, как родит, а на человека, как делает.
• Честное дело делай смело.
• Если хорошо будешь работать, честь и славу будешь иметь.
2) Лень.
• Линь - хуже болезни.
• Уродился лентяй ни на что.
• Ему каждый день воскресенье.
• Ленивому все некогда.
• Лишь бы день до вечера!
• Как без дела сидеть, то можно и одубеть.