Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о пословицах
и поговорках, загадки; формировать чувство гордости за сообразительность и мудрость нашего народа; добиваться осмысления значения в современном мире этих качеств; развивать внимание к лексике собственных суждений. Оборудование: загадки, пословицы и поговорки народов мира.
Тип урока: урок-отчет.
Для меня слово мудрости дороже золота.
Демокрит
Нет мудрее, чем народ, учителей,
У него каждое слово - это жемчужина.
М. Рыльский
Ход урока
I. Объявление темы и цели
II. Работа над обобщением и систематизацией знаний
1. Проблемная ситуация.
Дети, как вы понимаете выражение исследователя В. П. Аникина: «Пословицы сердятся, печалятся, смеются, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, остерегают, учат, приходят в негодование - словом, отображают столько же чувств, сколько их в народе - творца пословиц».
2. Литературный диктант.
- Устное народное творчество - это ...
- «Фольклор» в переводе с английского означает - ...
- Художественный устный рассказ фантастического характера - ...
- Короткое точное выражение, которое вмещает в себе оценку события,- ...
- Распространенное образное выражение, которое не выражает законченной мысли,- ...
- Небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет, который нужно назвать,- ...
- Небольшое лирическое произведение, которое объединяет поэтический текст и мелодию,- ...
3. Эвристическая беседа.
- Что такое пословица, поговорка, загадка?
- Чем отличается пословица от поговорки?
- Расскажите, как возникли пословицы, поговорки, загадки?
- Чему учат нас пословицы и поговорки?
- Как вы считаете, почему пословицы и поговорки называют народной мудростью?
- Зачем людям сегодня нужны пословицы, поговорки и загадки?
- Приведите примеры малых фольклорных жанров, которые употребляются в вашей семье?
- Почему мы любим отгадывать загадки?
- Какие качества в человеке развивают загадки?
4. Игра «Эрудит» (отгадать загадки)
- Вокруг уха пурга, а в усах ярмарка. (Пчела)
- Что идет вперед и не возвращается? (Солнце)
- Кто поет, свищет и плачет, а никто его не видит? (Ветер)
- Под землей птица логово свила и яиц нанесла. (Картофель)
- Красный цвет, а винный вкус, каменное сердце. Почему это так? (Вишня)
- Прозрачный будто стекло, а не вставишь в окно? (Лед)
- Зайдет в дом не - выгонишь, придет время - сам выйдет. (Луч солнца)
5. Игра «Микрофон». Чтение пословиц наизусть цепочкой.
6. Литературное лото «Ценные жемчужины».
Задача: составить пословицу из отдельных частей.
Доброе дело - ... ...а человек имени Русское Сокол уважает свои крылья... ...сам себя хвалит Японское Добро - ... ...дороже наибольшего богатства Японское Одна мудрая книга - ... ...оборотная сторона зла Персидское Когда делаешь добро... ...из плохого сердца выходит Шведское Кто не хочет работать в жару - ... ...не оглядывайся Норвежское Нужно беречься того... ...счастье приходит Латинское Плохое слово... ...будет голодать в холод
Болгарское
В дом, где смеются... ...кто уже один раз солгал Японское
•7. Исследовательская работа: к пословицам народов мира найти соответствующие украинские.
•8. Викторина. Из какой загадки Л. Глибова взят отрывок?
- 1) «Постихали пения и шутки во дворе моем. Золотой тарелочки стало жаль всем». («Котилась тарелочка»)
- 2) «В макитре скакал, Недолго нажился, В дырку скатился, Круть-верть - да и пропал». («Химерический, маленький»)
- 3) «Ровная, сестра милая, нам судьба с тобой,- Обозвался братец где-то за бороной». («Кто сестра и брат?»)
- 4) «Стой мышь! Слава не лгунья,- Обозвалась джеркотуха». («Кто разговаривает?»)
9. Творческая задача. Какую пословицу или поговорку вспомните, если:
- 1) долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро;
- 2) старшие советуют вам сначала все обдумать, а потом принимать решение;
- 3) один из ваших друзей первый справился с задачей, но выполнил ее неправильно.
10. Литературный аукцион. Учитель показывает разнообразные предметы, а ученики должны подобрать к ним пословицы. Слова: книга, перо, хлеб, деньги. Материал для литературного аукциона:
1) Книга: Книга учит, как на свете жить.
Не в пользу книжку читать, когда сливки лишь хапать.
2) Перо: Страшное перо не у гуся, а у дурака.
Не пером пишут, а умом.
Что написано пером не вывезешь и волом.
3) Хлеб: Голодной куме хлеб на уме.
Хлеб и вода - бедного еда.
Зима без снега - лето без хлеба.
4) Деньги: Бедная душа без гроша.
Богатому и черт деньги носит.
Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.
III. Конкурс юных художников
На протяжении пяти минут отобразить на рисунках одну из пословиц:
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Без труда не будет и плота.
- Дело мастера величает.
- Поспешишь - людей насмешишь.
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Раскрыть содержание пословицы: «Свой край - как рай, чужая страна - как гроб».