x x
menu

Обобщение и систематизация знаний по теме «Л. И. Глибов. Загадки. Пословицы и поговорки»

Цель:          обобщить и систематизировать знания учеников о пословицах

и поговорках, загадки; формировать чувство гордости за сообразительность и мудрость нашего народа; добиваться осмысления значения в современном мире этих качеств; развивать внимание к лексике собственных суждений. Оборудование: загадки, пословицы и поговорки народов мира.

Тип урока: урок-отчет.

Для меня слово мудрости дороже золота.

Демокрит

Нет мудрее, чем народ, учителей,

У него каждое слово - это жемчужина.

М. Рыльский

Ход урока

I. Объявление темы и цели

II. Работа над обобщением и систематизацией знаний

1. Проблемная ситуация.

Дети, как вы понимаете выражение исследователя В. П. Аникина: «Пословицы сердятся, печалятся, смеются, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, остерегают, учат, приходят в негодование - словом, отображают столько же чувств, сколько их в народе - творца пословиц».

2. Литературный диктант.

  • Устное народное творчество - это ...
  • «Фольклор» в переводе с английского означает - ...
  • Художественный устный рассказ фантастического характера - ...
  • Короткое точное выражение, которое вмещает в себе оценку события,- ...

 

  • Распространенное образное выражение, которое не выражает законченной мысли,- ...
  • Небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет, который нужно назвать,- ...
  • Небольшое лирическое произведение, которое объединяет поэтический текст и мелодию,- ...

3. Эвристическая беседа.

  • Что такое пословица, поговорка, загадка?
  • Чем отличается пословица от поговорки?
  • Расскажите, как возникли пословицы, поговорки, загадки?
  • Чему учат нас пословицы и поговорки?
  • Как вы считаете, почему пословицы и поговорки называют народной мудростью?
  • Зачем людям сегодня нужны пословицы, поговорки и загадки?
  • Приведите примеры малых фольклорных жанров, которые употребляются в вашей семье?
  • Почему мы любим отгадывать загадки?
  • Какие качества в человеке развивают загадки?

4. Игра «Эрудит» (отгадать загадки)

  • Вокруг уха пурга, а в усах ярмарка. (Пчела)
  • Что идет вперед и не возвращается? (Солнце)
  • Кто поет, свищет и плачет, а никто его не видит? (Ветер)
  • Под землей птица логово свила и яиц нанесла. (Картофель)
  • Красный цвет, а винный вкус, каменное сердце. Почему это так? (Вишня)
  • Прозрачный будто стекло, а не вставишь в окно? (Лед)
  • Зайдет в дом не - выгонишь, придет время - сам выйдет. (Луч солнца)

5. Игра «Микрофон». Чтение пословиц наизусть цепочкой.

6. Литературное лото «Ценные жемчужины».

Задача: составить пословицу из отдельных частей.

 

Доброе дело - ... ...а человек имени Русское Сокол уважает свои крылья... ...сам себя хвалит Японское Добро - ... ...дороже наибольшего богатства Японское Одна мудрая книга - ... ...оборотная сторона зла Персидское Когда делаешь добро... ...из плохого сердца выходит Шведское Кто не хочет работать в жару - ... ...не оглядывайся Норвежское Нужно беречься того... ...счастье приходит Латинское Плохое слово... ...будет голодать в холод

Болгарское

В дом, где смеются... ...кто уже один раз солгал Японское

 

•7. Исследовательская работа: к пословицам народов мира найти соответствующие украинские.

•8. Викторина. Из какой загадки Л. Глибова взят отрывок?

 

  • 1) «Постихали пения и шутки во дворе моем. Золотой тарелочки стало жаль всем». («Котилась тарелочка»)
  • 2) «В макитре скакал, Недолго нажился, В дырку скатился, Круть-верть - да и пропал». («Химерический, маленький»)
  • 3) «Ровная, сестра милая, нам судьба с тобой,- Обозвался братец где-то за бороной». («Кто сестра и брат?»)
  • 4) «Стой мышь! Слава не лгунья,- Обозвалась джеркотуха». («Кто разговаривает?»)

9. Творческая задача. Какую пословицу или поговорку вспомните, если:

  • 1) долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро;
  • 2) старшие советуют вам сначала все обдумать, а потом принимать решение;
  • 3) один из ваших друзей первый справился с задачей, но выполнил ее неправильно.

10.     Литературный аукцион. Учитель показывает разнообразные предметы, а ученики должны подобрать к ним пословицы. Слова: книга, перо, хлеб, деньги. Материал для литературного аукциона:

1) Книга:       Книга учит, как на свете жить.

Не в пользу книжку читать, когда сливки лишь хапать.

2) Перо:         Страшное перо не у гуся, а у дурака.

Не пером пишут, а умом.

Что написано пером не вывезешь и волом.

3) Хлеб:         Голодной куме хлеб на уме.

Хлеб и вода - бедного еда.

Зима без снега - лето без хлеба.

4) Деньги:      Бедная душа без гроша.

Богатому и черт деньги носит.

Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.

III.            Конкурс юных художников

На протяжении пяти минут отобразить на рисунках одну из пословиц:

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Без труда не будет и плота.
  • Дело мастера величает.
  • Поспешишь - людей насмешишь.

IV. Итог урока

V. Домашняя задача

Раскрыть содержание пословицы: «Свой край - как рай, чужая страна - как гроб».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать