Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»

План.

Знакомство с героями рассказа.

Письмо от папы.

Сборы в дорогу.

Телеграмма.

Ссора между братьями и ее последствия.

Сговор братьев.

2. Выборочный пересказ по плану

(На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом пересказа: выборочным. Учитель предлагает рассказать на выбор ту или иную часть из плана.)

3. Обобщающая работа над отрывком из произведения А. П. Гайдара «Чук и Гек»

Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над отрывком из произведения Гайдара «Чук и Гек». В учебнике напечатана только часть рассказа, но отрывок назван так же, как и весь рассказ.

А может быть, вы захотите озаглавить этот текст подругому? Как?

(Некоторые ребята считают, что этому отрывку нужно другое название, например:

«Братья»;

«Драчуны»;

«Телеграмма»

и т. д.

Но большинство учащихся пришли к выводу, что всетаки лучшим является прежнее заглавие: «Чук и Гек», т. к. именно оно отражает главную тему, рассказывает о жизни двух маленьких мальчиков, об их радостях и огорчениях, а также о том, что происходило с этими героями.)

Учитель. Скажите, ребята, для чего Гайдар написал это произведение?

Дети. — Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.

    И чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.

    Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.

    Чтобы старшие заботились о младших.

    Чтобы жили дружно, а не дрались между собой и не ссорились.

    Любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.

— Были честными и говорили только правду, какой бы
Она ни была горькой и неприятной.

Учитель. Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образы мальчиков и хотел, чтобы читатель оценил их поведение и поступки и сам сделал для себя вывод.

А теперь скажите: это произведение — поэзия или проза? Почему?

Дети. — Это проза: здесь в тексте нет ни ритма, ни рифмы.

— В этом тексте рассказывается больше о событиях и о
Героях, а не об их чувствах.

Учитель. Так как вы захотели узнать, как будут развиваться дальнейшие события, мы с вами решили провести еще один урок, посвященный этому произведению, урок внеклассного чтения, после того как вы прочитаете текст полностью.

Но чтобы вам было легче читать это произведение и работать над ним, я приготовила для вас карточки с заданиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент