x x
menu

О судьбе народных талантов. По повести С. Васильченко «Талант»

О судьбе народных талантов писал еще Тарас Шевченко в своих русских повестях. Сквозь  темноту и суеверность, классовое превосходство в царской России пробивались лишь одиночные таланты, такие как сам Шевченко, выдающийся актер Щепкин и некоторые другие. Большинство же гибли во мраке крепостничества, пореформенных кризисов, революционных ситуаций. Как писатель С. Васильченко оставался всю жизнь верен селу, сельской интеллигенции. Оттуда он вышел и знал об этой жизни лучше всего. Поп, дьяк, учитель, возможно, земский начальник - вот и все, на ком держалась духовность и культура сельских жителей. Но это при условии, что все они заботились о той культуре и образовании. Большей частью же было не так. В селе, о котором пишет автор, поп «корыстолюбец, занозистый», «только путный человек прибудет в село - съест». Дьяк с ним отчаянно враждует, пьянствует и бесчинствует, так как не видит цели в жизни. Им не к культуре, образованию крестьян. Поэтому и школа здесь - «руина - черная, как головешка, будто от печали пригоревшая. Посредине - проваленная крыша. Крыша с одной стороны высокая, с другой - склонилась мало не к самому долу. Выгнулась заведомо трухлявая дверь, зачем-то окованная в железо. ...А сорняка того кругом, как леса!». Не лучше и квартира для учителя: «Поломанный стол, двое старых стульев, кровать, кое-как, наскоро из трухлых досок смастеренная... свежая на ней солома...».

И учитель-рассказчик, и Андрей Маркович, и Татьяна, и даже дьяк Запорожец (умный, талантливый, но безвольный человек) думают об обучении в университете, о том, как будут «когда-то культуру на село переносить». Андрей ради шутки заявляет: «Пустите только меня туда, а я ту культуру на плечах, в крапивном мешке домой принесу!» Вот таким большим было желание этих способных молодых людей не только получить высшее образование, а и отдать свои знания и ум народу.

Татьяна, учительница из соседней школы для девочек, имела еще и талант к пению, актерской игре. Она была душой компании, и все юноши влюбились в нее. Судьба будто оказывала содействие девушке: «...В господское имение наехали из Киева гости, между ними - племянник госпожи, студент... Собирает парней и девушек, чинит хор, строит на господском дворе театр для народных спектаклей, Татьяна там днюет и ночует». После удачного спектакля, которому девушка отдала всю свою душу, уважительные зрители «толпились круг ее, поздравляли ее, руки стесняли и все в одном уверяли, что у нее - талант... Что так не следует его запустить... Обещали в город отвезти... учится...». Но обещания оказались напрасными. Помещица Лидия Витальевна, попечительница многих школ в уезде, госпожа богатая и влиятельная, узнав о романе своего племянника с сельской артисткой, разогнала театр и велела не пускать Татьяну и на порог. Девушка больно переживала и сердечную драму, и крах своих надежд на обучение и актерскую деятельность, даже хотела покончить жизнь самоубийством. И мать, и друзья помогли ей прийти в себя, выйти из кризиса.

Но талант Татьяны, о котором она говорила, что не продаст его «ни за деньги, ни за ту славу», не отдаст «в поругание» и «в болото» не втопчет, требовал реализации, выхода. Когда ей разрешили петь в церкви, хористка посмела дать волю своему необыкновенному, красивому голосу и пленила им присутствующих. Отцу Василию это не понравилось, он испугался, накричал на Татьяну, обидел ее и выгнал, прилюдно осрамив. Татьяна не смогла перенести такого поругания и наложила на себя руки в том же таки самодеятельном господском театре. Похороны вылились в стихийный протест крестьян, но жизнь талантливой девушки уже не возвратишь.

Итак, писатель показал трагедию утерянного таланта, и не одной лишь Татьяны. Пропадут напрасно и способности учителя-рассказчика, и Андрея Марковича, которых через историю с похоронами, как «неблагонадежных», теперь не допустят к обучению в университете, и многих других...

Сами герои это понимают, поэтому и говорят «о судьбе того лучшего цвета народного, невозлюбленного, дождями неполитого, что гнется с сумками, солнцем зажженный, грустный, везде под позакрытыми воротами строящихся школ». Грусть окутывает читателей. Кручиной веет от последней картины осенней «сухой листвы». Но автор оставляет нам и надежду: «солнце - будет, будут дни радостные, ясные, будут песни, цветы, будут радость, смех... Будут!..». Надо в это искренне верить.

 

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать