x x
menu

«О создании Земли», «Почему бывает печальное солнце?»

Цель:          дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки;

раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать навыки выразительного чтения; пересказы легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.

тип урока:      урок изучения нового материала.

Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстраций к ним, переносная доска, картина М. Тимоненко «Перед грозой».

 

Любите травинку, и тваринку,

и солнце завтрашнего дня.

Лина Костенко

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ему пришлось жить, и старалась объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое преобладало над реальным.

II. Объявление темы и цели урока

На переносной доске записаны понятия.

легенда

  • 1. Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей.
  • 2. То, что кажется невероятным, выдуманным.

 

Миф

  • 1. Сказ, пересказ, который передает верования древних народов о богах и легендарных героях.
  • 2. Что-то выдуманное, несуществующее.

В чем разница между мифом и легендой?

Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля - заполнены многими, духами, что вся природа живая, преисполненная всяких чудес, что в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.

Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образы разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, ведьмы.

Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.

III. Изучение нового материала

Игра. Отгадай: кто я?

  • 1) Живу в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. (Мавка)
  • 2) Живу в лесу, дикий человек, для которых дикие звери (олени, серны, зайцы) - то же самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси - это их собаки и коты. Они пасут и присматривают своих зверей. (Леший)
  • 3) Я подобный человеку, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба плещется передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показаться людям человеком, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. (Водяной)
  • 4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубьях. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад в конюшню. (Домовой)

Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.

Легенды распределяются на такие виды

Мифологические        Социально-бытовые

Апокрифические     Историческиероические

Топонимические        Антропоморфические

 

Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.

Учитель. Народ никогда не представлял своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из земли. Так и человек. Его душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон веков люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли - считали наши предки. Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. - Вспомните пословицы, загадки, разные выражения о земле.

Ученики. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.

Загадки

  • 1. Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится.
  • 2. Что в мире богатейшее?
  • 3. Что в мире наисильнейшее?

Подберите слова - характеристики, которые метко передают ласку земли. (Земля добрая, щедрая, богатая, плодородная, кроткая, радушная...).

Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?

Ученик. Да. Из зарубежной литературы читали миф «Происхождение мира, богов и человека». И в Библии читали о создании мира.

Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Древние украинцы свято верили в то, что земля живая. Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она - наша мать, она святая!

Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.

Ученик читает стих.

Небо - будто в огне!            

Запылала голубизна...           

И кажется мне:                       

Все пылает, горит,-             

Луга, поле, ставок                  

                       Наш огород и садок, оделись венки

                     В яркие цветы

 

Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на звезды? Почему их считают «глазами неба»? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.

 

Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага, а друга. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, волновал воображение Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им самые сокровенное - любовь, печаль, ожидание. А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто задумавшись.

  • О чем речь идет в произведении «О звездном Возе». (Ученик читает произведение.)
  • Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль.
  • Составить план.
  • Пересказать легенду.
  • Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:

В задремавшем темном море тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие - меленькие, горят - мерцают.

Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра. Каким выступает ветер в легенде «О ветре»?

  • Что реальное, а что фантастическое в легенде?
  • Словарная работа (объяснение непонятных слов).
  • Взгляните на картину Николая Пимоненко «Перед грозой».
  • Что наделал озорник-ветер?
  • Что общего в легенде «О ветре» и картине Н. Пимоненко «Перед грозой»?
  • Прочитать легенду «Об огне».
  • Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения.
  • Пересказать произведение.
  • Определить жанр произведения.

IV. Итог урока

  • 1. Какая разница между мифами и легендами?
  • 2. Чему нас учат произведения устного народного творчества.

V. Домашняя задача

Составить легенду о мифологическом существе, с которым мы знакомились на уроке.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать