Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума»

Истоки пороков общества, окружающего Чацкого, лежат в самом обществе. Так, представители «века минувшего» трепещут перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Апексевна» и что «сильные мира сего» не «порадеют родному человечку». «Ведь нынче любят бессловесных», - в отчаянии восклицает Чацкий, имея в виду Молчалина, который не «смеет своего сужденья произнесть».  Зависимость всего и всех от мнения более чем не всегда достойных людей - вот следствие процветания фамусовского общества, где предметом разговоров и хвастовства являются крепостные, которых можно выменять на «борзые три собаки», где низкого и подлого человека «ругают везде, а всюду принимают», где нет места благородству, самоотверженности и любви.

Но, к счастью, Чацкий не одинок. Его свежая сила только еще «нарождалась». Кроме Чацкого в комедии ее не представляет никто из сценических персонажей, но в репликах действующих лиц присутствует упоминание о князе Федоре, двоюродном брате Скалозуба, «химике и ботанике», о профессорах Пединститута, «упражняющихся в расколах и безверьи».  Вопреки симпатиям автора, победа оказывается на стороне фамусовского общества, хотя моральную победу одерживает Чацкий. В этом проявился реализм комедии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент