x x
menu

Нить судьбы и творчества Бориса Леонидовича Пастернака

Цели: 1. Показать истоки становления Пастернака как поэта; раскрыть своеобразие его личности, его философской концепции, основные мотивы его творчества; определить его место и роль в поэзии ХХ века. 2. Анализируя пастернаковскую поэтику, формировать у обучающихся представления о синтетичности видов искусства. 3.

Воспитывать у обучающихся преклонение перед красотой поэтического образа и величием творческого духа, наполняя реальным смыслом формулу Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Оборудование: А) портрет поэта и фотографии семьи; Б) выставка книг с произведениями Б.

Л.Пастернака; В) эпиграфы к уроку; Г) таблица; Д) воспоминания современников писателя; Е) письма; Ж) тексты стихотворений; З) записи произведений композиторов Скрябина, Струмского, Брамса, Баха, Галича, семьи Никитиных. Подготовка к уроку: 1.

Предварительно назвать обучающимся стихотворения, с которыми им необходимо познакомиться. 2. Заранее выбрать ассистентов преподавателя для чтения стихов, писем, воспоминаний современников. (На доске записаны тема и эпиграфы) Эпиграфы: «Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». (Б. Л. Пастернак) «Красота спасет мир». (Ф. М.Достоевский) «Б. Л.Пастернак – это тайность, иносказание, шифр… ». (М. И. Цветаева) Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с творчество поэта ХХ века Бориса Леонидовича Пастернака, попытаемся увидеть то, что так заставляло поэта творить замечательные шедевры и то, что вело его по нелегкой жизни, которая складывалась в эпоху ХХ века. Борис Леонидович – крупнейший русский писатель и поэт ХХ века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. (Звучит финал 4 сонаты Скрябина) Когда-то Марина Цветаева в споре воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это тайность, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невозможно и невыносимо без напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла не по глазу». Это небольшое предупреждение для нас, потому что мы отправляемся странствовать по морю, название которому «Нить судьбы и творчества Бориса Леонидовича Пастернака». Приедается всё. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, И тысячи, тысячи лет. В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, Может, ты-то их, море, и сводишь, И сводишь на нет!.. Сказанное Пастернаком о морской стихии очень близко к его творчеству, при кажущемся однообразии лирических приемов и отливов – абсолютная неповторимость поэтических волн. 10 февраля 1890 года в Москве, в районе старых Тверских-Ямских, в небольшом доме родился Борис Пастернак. Его отец – Леонид Осипович Пастернак – известный художник, академик живописи, мать – Розалия Исидоровна Кауфман – известная пианистка. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта. (Звучит «Великое славословие» Струмского) Чтец в роли сестры поэта - Жозефины Леонидовны Пастернак): Нас было четверо сестер и братьев: Борис, сестра Лида, брат Александр – архитектор; он, кстати, очень помогал в работах по устройству Мавзолея Ленина. В двадцатые годы наша семья разделилась: родители, я и Лида уехали за границу – мама была больна, требовалось хорошее лечение. Уезжали по личному разрешению Луначарского: отец никогда не отказывался от советского гражданства, мечтал вернуться, но уже не пришлось. Сначала Германия, потом, во время разгула нацизма, - Англия. Борис никогда не думал жить за рубежом. У него всегда и во всем было русское начало. И после нашего отъезда я видела его всего два раза: в двадцатых годах и в последний раз – в 1935 году. Жизнь у нас была тогда сложной – а тут я со своим иностранным гражданством… Сейчас все они умерли: родители, братья, сестра. Я, ровесница века, еще жива. Борис возвращается к нам своими произведениями; может быть, вернется и отец, и мы с Лидой – своими стихами? Чтец 1 (читает стихотворение «Душа») (Звучит громче «Великое славословие» Струмского, доигрывает до конца) Чтец в роли сестры поэта - Жозефины Леонидовны Пастернак: Корни фамильного древа Пастернаков недооценены и не исследованы. Я считаю, что главные в нашем роду – родители. (Появляется портрет отца писателя - Леонида Осиповича Пастернака) Отец работал много и одухотворенно. (Появляется портрет матери писателя – Розалии Исидоровны Кауфман) Образ мамы у детей остался в памяти как образ двух людей: на людях – сдержанная, отдавшая свою жизнь мужу и детям, в музыке она была на какой-то недоступной высоте. Она замечательно играла. К ней можно отнести слова Михаила Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел… И звук его песни в душе молодой остался без слов – но живой… И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»… У нас в семье у каждого был «свой» Лермонтов. У Бори – «Демон», у Лидочки – «Мцыри», у мамы, как я уже говорила, - «Ангел». Один из лучших портретов отца – портрет Лермонтова. Преподаватель: Вот портрет отца писателя. Борис Пастернак в своих письмах 1940-ых годов писал: «Главное моё потрясение – папа, его блеск, его фантастич

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать