x x
menu

Николай Винграновский «Первая колыбельная», «Идемте в сад…», «Сама собой река эта течет…»

Цель:           научить детей понимать, что такое патриотичное чувство; выразительно и вдумчиво читать поэзии, комментировать художественные описания природы; определять и объяснять эпитеты и сравнения, имеющиеся в поэзиях; формировать собственное понимание понятия «родина»; учить детей сознавать значение образного слова для выражения чувств; воспитывать понимание того, что родители – самые родные люди для человека.

Тип урока: комбинированный урок с использованием интерактивных технологий.

Оборудование: учебник, кроссворд «Первая колыбельная», иллюстрации к стихам, сделанные ученицей 11 класса Супрун Ириной Константиновной, «Звездное небо» (звезды со словосочетаниями из стиха «Первая колыбельная»), картина Д. Лящук «Песня для сына», таблица и криптограммы «Эпиграф к уроку», криптограммы с зашифрованным словом, которое является одним из главных в жизни человека и народа, тетради, карточки учета знаний.

...Тот любовью полнится к миру,

Кто родную землю имеет под собой...

Николай Винграновский.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний, умений и навыков учеников.

Учитель. К нам в гости пришла сказка, которую вы учили еще в младших классах. Проходи, Сказочка, с героями своими! А мы с вами, дети, узнаем ли ее?

 

Инсценировка стиха Николая Винграновского «Идет Кот через лед...».

Выходит Кот, который манерно оглядывается вокруг, уверенно, но вразвалочку идет вперед. Сбоку Кот слышит голос Зимы: «Ты чего идешь через лед и оставляешь черный след?».

Кот ей в ответ: «Так как я черный, поэтому и оставляю черный след. А как ты белая сама, то белой здесь дотемна!» - и пошел себе дальше. А Зима огорчилась, так как след в след за Котом ступала Весна.

(Действующие лица: Кот, Зима и Весна, одетые согласно образу).

Инсценировка стиха Николая Винграновского «Гром».

Вокруг слышны звуки грома. Среди группы детей в сером (Туча) гремит Гром. Неподалеку стоят дети, которые изображают деревья в саду, - Слива, Груша. Гром подбегает к ним и расшатывает из стороны в сторону, Деревья становятся радостнее, а Гром отдаляется, постепенно затихает и звук.

(Действующие лица: Гром, три-четыре ученика - Туча, Слива, Груша).

Когда инсценировки завершены, учитель обращается к ученикам с вопросом о том, что они увидели. Дети должны рассказать. И, возможно, вспомнят, что они изучали в младших классах стихи, где шла речь об этих событиях, которые только что показали им их товарищи. Но учитель должен все равно подготовить заранее двух учеников, которые прочитают наизусть стихи Н. Винграновского «Идет кот через лед» и «Гром».

III. Сообщение темы и цели урока.

1.   Работа в парах с эпиграфом к уроку.
Задача: эпиграф к уроку расшифровать из этой «солнечной»

тайнописи и записать в тетрадь. (Эпиграф записан на большой таблице в форме криптограммы, которая размещена на доске, отдельных листах, которые раздаются детям на парты).

2.   Рассказ учителя о Н. Винграновском.
Николай Степанович Винграновский родился 7 ноября 1936 года

в селе Богополь (ныне г. Первомайск) Николаевской области. Вспоминая свое детство, писатель утверждал, что сызмала помнил лишь степь; везде, куда не глянь, - степь, степь и степь. Не знал он тогда еще ни Днепра, ни лесов, ни Десны, ни Довженко. А потом была война, тяжелые послевоенные годы.

Н. Винграновский закончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, работал на Киевской киностудии имени А. Довженко.

Писать стихи начал в студенческие годы, а в 1958 году они были напечатаны в журнале «Днепр» и «Октябрь» (теперь - «Звон»). Но настоящую огласку принесла подборка стихов, напечатанных 7 апреля 1961 года в газете «Литературная газета» под заголовком «Николай Онграновский. Из книги первой, еще не изданной», где было напечатано 15 стихов.

Н. С. Винграновский - автор многих изданий и поэзии, и прозы. В детскую литературу Н. Винграновский пришел с рассказами «Бинь - бинь - бинь» и «Черти», которые были напечатаны в журнале «Утро». Для детей увидели мир сборники «Андрейка-Говорийко», «Мак», «Летнее утро», «Летний вечер», «Ласточка возле окна», «На доброй ночи», «Первинка», «Сироманец», «В глубине дождей». В этих и других книгах он проявил себя тонким и нежным лириком, настоящим мастером слова и знатоком человеческой души.

«Космос, человечество, земля, народ, Украина — вот какой масштаб взял поэтический язык Н. Винграновского, вот в каких измерениях жил его лирический герой» (Иван Дзюба).

Хорошо известный Николай Степанович и как актер, режиссер, сценарист. Это не только его специальность. Это и характер мышления, стиль написания.

Однажды корреспондент «Литературной Украины» поинтересовался, чем вызвано обращение Н. Винграновского к разным жанрам литературы и искусства. Ответ был такой: «Оно выходит у меня, сказать бы, само по себе. Это не моя прихоть, не специальная запрограммированность. В самом деле, где-то оно само у меня идет - и детские книжки, и произведения для взрослых, и режиссура, и те роли, которые сыграл как актер. Это не обременяет и не мешает. Наоборот, как-то меняется ритм твоей внутренней жизни».

26 мая 2004 года на 68 году жизни сердце выдающегося писателя, киноактера и режиссера, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, премии Фундации Антонович (США), литературной премии «Благовест», премий имени Владимира Вернадского и Александра Довженко, заслуженного деятеля искусств, одного из знаменитой когорты поэтов-шестидесятников Николая Степановича Винграновского перестало биться.

3. Чтение стиха «Первая колыбельная» учителем.

  • Спи, мой ребенок золотой,
  • Спи, моя тревога кареглазая.
  • В теплых снах идут в поля ржи,
  • и звезда над ними идет высокая.

 

  • Спи, моя веточка голубая,
  • Тихо в моем сердце и счастливо…

4. Самостоятельное чтение стиха учениками. 

5. Беседа с вопросами. 

 

  • Как вы думаете, кто поет колыбельную ребенку - отец или мама?
  • Как вы считаете, дети, почему даже во сне за ребенком идут рожь и звезда? (Рожь — жизнь, звезда — судьба. «У каждого своя судьба и свой путь широкий» (Тарас Шевченко)).
  • Почему автор называет ребенка «веточка голубая»? (Голубая веточка — это исключение, а может, такой и совсем нет, т.е. каждый человек исключительный, неповторимый и красивый).
  • Как понимать слова: «И как небо в нашем Днепре, // Так в тебе не спит пусть Украина?
  • К кому обращена колыбельная? Подтвердить это строками из стиха.

6.  Поэтическая минутка.
 Учитель. Дорогие дети, закройте, пожалуйста, глаза! Представьте себе звездное небо. Кругом тихо. На земле властвует мир и покой, и в ваших душах тоже. Лишь в высоком небе мерцают звезды. И слышен мой голос. (Читает стих).

  • Страна черных бровей и тяжелых, медленных губ,
  • Темных губ, которые не процелуешь!..

 

  • Как тепло ты лежишь! Как тепло ты нимуешь!
  • И выше нас месяц - однолюб.
  • Он тихо знает и тихо слышать хочет
  • В той легкой беспредельности своей,
  • Как к душе душа прижалась и шепчет,
  • Говорит что-то, известное только ей,
  • Как камыш стоя что-то пишет, Ощупью по шепетной воде,
  • А над водой и камышом тишина
  • Выводит в небо звезды молодые...
  • (Н. Винграновский).

Теперь откройте глаза. Посмотрим на наше «звездное небо» у нас на доске. (С оборотной стороны доски «приклеенные звезды» с написанными на них словосочетаниями из стиха «Первая колыбельная»).

Задача: «собрать звезды» с эпитетами из стиха «Первая колыбельная».

Перед этим вспомним, что называется эпитетом.

IV. Работа с текстом стиха «Самая собой река эта течет...».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать