x x
menu

Неординарность и заслуга художника-поэта Шевченко

Шевченко, художника-поэта, нельзя не сравнивать с ними, ведь их произведения перекликаются с его искусством, поэзией, прозой. Эта проблема довольно актуальная и нуждается в отдельном исследовании, где доминировало бы не происхождение, а генерирование идей и новаторских форм в искусстве, лиризм, искренность выражения, привязанность к своим корням, этническим основам, а главное - освоение новых путей, всего, что существовало вне принятого в искусстве канона. Такой комплексный взгляд привел бы к выводу, что Шевченко со своим талантом художника мог также пройти длинный путь творческих поисков, оставить значительное количество произведений, создать школу.

Что интересно - активное противодействие академизма на манер противодействия системе Русской империи в поэзии в художественном творчестве Шевченко не наблюдается, хотя в своих идейно-эстетичных поисках он как художник чрезвычайно синхронно, вне знакомства с названными художниками или с европейским антиакадемическим направлением эпохи, шел в ногу с эпохой. Фактически изолированный, особенно в ссылке, от европейских художественных центров, он вел одну и ту же линию в жанровых композициях, которая воссоздавала поэзию будничности и концепцию пленэра, как это делали художники в Барбизоне, он разрушал жанровые границы, наконец, его пластические пейзажи в поэзии и прозе также очень близки к французскому, бельгийскому, немецкому искусству той поры.

Итак, неординарность и заслуга Шевченко не в том, что он начал "низкую" тему, которая до него не акцентировалась в русском искусстве. Здесь другое - Шевченко была сформирована тенденция к охвату определенного круга тем: это и сюжеты из национальной истории на манер Г. Лейтса, и бытовые сцены из сельской жизни, где отражены украинские народные обычаи, традиции, которую Л. Рихтера, Э. Мейергема, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, и поэтическое изображение природы в русле Ш. де ла Бержа, Д. Констебля, Т. Руссо, К. Коро. Правда, в отличие от многих из них, он в основном работал в малых формах. Но художественные темы его крепко поддерживались поэтическими и наоборот, причем в такой спаянности, где цементом была идея национального возрождения, акцентированная в "Живописной Украине", фольклорных записях, акварелях и рисунках 1845 - 1847 гг., серии "Блудный сын". Они имели взрывоподобный потенциал в реакционной атмосфере империи.

Все запреты выставляться в Салоне или на ежегодных выставках Королевской академии, которые с таким трагизмом воспринимали пионеры живописи барбизонцы, прерафаеляты, а позднее импрессионисты, выглядят на фоне репрессий над таким же, как и они, пионером искусства Шевченко, киванием пальцем власти "непослушным" художникам! хотя традиционной есть мысль о том, что наказание предназначено за политическую деятельность ( Кирилло-Мефодиевское общество) и крамольные стихи, своим неоднократным ударением о запрете рисовать двор, заинтересованный в квалифицированных художниках, дал понять, что Шевченко-Художник идеологически конфликтует с властью.

Заслуга его не только в титанической трудоспособности как художника, в освоении разных техник - масляной живописи, акварели, офорта, сепии. (Кстати, только некоторые из вышеназванных художников работали в нескольких техниках, как Шевченко, а двумя видами искусства (музыка и живопись) владел лишь Коро, литература и живопись были в основном стихией прерафаелятов). Заслуга Шевченко в том, что он, независимо от окружения, которое предлагало ему за образец то рафинированный классицизм, то мюнхенскую школу и назарейцев, то "театрального постановщика" Делароша, сумел отвергнуть старые, явным образом деструктивные, как на него, или неэволюционированные формы в изобразительном искусстве и, четко зная цель и средства воплощения, которые отвечали самым передовым идеям эпохи, задекларировал поэзией-искусством школу, направление, а тем самым и национальное искусство, и национальную литературу.

Шевченко, подчеркнем, был широко услышанным не потому, что "впервые обратился к истории своей родины, воспел красоту украинских видов, любовь к воле и великодушие своего народа" - были Котляревский, Квитка-Основьяненко, Гребенка, Кулиш, - а потому, что поднял широчайшие пласты новаторских идей, соизмеримых с общеевропейским движением, и воплотил их в эстетично совершенной форме в обоих видах творчества.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать