x x
menu

Настроения и искания Алеко в поэме «Цыгане»

Жизнь Пушкина в Михайловском, естественно, не могла быть богата внешними событиями. Но именно в эту пору гений поэта достигает своей полной зрелости и могучей силы. Последним произведением Пушкина романтического периода была поэма «Цыганы». Она была начата еще в Одессе в январе 1824 г., а закончена в Михайловском осенью того же года.

«Цыганы» развивают тему «Кавказского пленника». Обе поэмы сближает их главный герой. Подобно кавказскому пленнику, Алеко бежит из «неволи душных городов», где «просят денег да цепей», где «главы пред идолами клонят», «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей». Герой поэмы разочарован в светской жизни, не удовлетворен ею. Он - «отступник света», ему кажется, что счастье он найдет в простой, патриархальной обстановке, среди свободного народа, не подчиняющегося чуждым ему законам.

Образом Алеко Пушкин защищает свободу личности. Вместе с тем Алеко как романтический герой подвергается и критическому осмыслению. История его любви, вспыхнувшее в нем чувство ревности, убийство цыганки характеризуют героя поэмы как человека эгоистического, который искал свободы от цепей, а сам пытался надеть цепи неволи на другого человека: «Ты для себя лишь хочешь воли» (IV, 232),- говорит ему старый цыган, воплощающий народную мудрость. Пушкин уже перестает связывать идею свободы с романтическим героем, который оказывается сам внутренне несвободным, отравленным индивидуалистической психологией.

Настроения и искания Алеко - отголосок романтической неудовлетворенности действительностью. Их своеобразие - в руссоистском отрицании просвещения, цивилизации, которая не принесла людям счастья. Но Пушкин полемизирует с Руссо, романтиком Шатобрианом, проводя в поэме мысль о том, что для человека, воспитанного «в неволе душных городов», невозможна патриархальная жизнь на лоне природы, он не может отказаться от того, что воспитано в нем цивилизацией. Это была очень важная идея поэмы. Пушкин ставил человека в определенную зависимость от воспитания, от самой объективной действительности. Романтическая свобода ноли сталкивается с некоей закономерностью, против которой человек бессилен, ибо он как личность социально и исторически обусловлен. В свою очередь, с утратой свободы не может примириться и Земфира, воспитанная на воле. Пушкин отмечает, однако, иллюзорность и цыганской воли:

  • Но счастья нет и между вами,
  • Природы бедные сыны»

И жизнь старика цыгана, и судьба Земфиры сложились трагично. Цыганы - «дети смиренной вольницы», Алеко воплощает в себе индивидуалистическое бунтарство. Идея различия культур и их противоречивости, воплощенная в «Бахчисарайском фонтане», проводится и в «Цыганах», но в более углубленной форме.

В поэме «Цыганы» намечается переход Пушкина к реализму: характеристика героев становится более полнокровной, более дифференцированной, связывается с общественной средой. Описанием местных нравов Пушкин мог быть доволен также в большей степени, чем в «Кавказском пленнике». Более разработан сюжет, и меньшую роль играет лирическая стихия в поэме. Драматизм сочетается в «Цыганах» с эпической повествовательностью. Пушкинский слог крепнет. «Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих «Цыган»,- писал поэту Жуковский.

Поэма «Цыганы» означала постепенное преодоление Пушкиным субъективизма романтиков, романтической идеализации жизни. Однако сильные стороны прогрессивного романтизма - протест против отрицательных сторон действительности, порывы к будущему, принцип свободы творчества, психологизм, лирический пафос - Пушкин сохранил в своем дальнейшем творческом развитии. Эти особенности романтизма органически вошли в художественный реализм Пушкина.

Создание исторической концепции и ее художественная реализация. Большие исторические события конца XVIII- начала XIX в. заставляли мыслящих людей все чаще задумываться над теми острыми общественными противоречиями, свидетелями которых они являлись. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своей эпохи пришел в середине 20-х годов Пушкин.

Поэту стало ясно, что огромной силой исторического процесса являются народные массы, что вопрос о серьезных политических изменениях в жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, ее национально-исторических особенностей и закономерностей. Пушкин приходит к выводу, что «только одна история народа может объяснить истинные требования оного» и что, стало быть, решение общественно-политических вопросов нужно искать в самой объективной действительности, в законах ее исторического развития. Внимание поэта привлекают эпохи переворотов, периоды общественных кризисов. Пушкин задумывается над «вечными противуречиями существенности», характеризующими развитие жизни, над сложным и противоречивым внутренним миром человека в его обусловленности социальной средой.

Усвоив идею закономерности, Пушкин не становится фаталистом в понимании исторического процесса. И недавнее русское прошлое (Петр I), и современная поэту жизнь Европы, в судьбе которой столь большую роль сыграл Наполеон, убеждали Пушкина в значении выдающихся личностей в ходе истории. Вместе с тем в понимании самого содержания исторического процесса, его движущих сил Пушкин остается на позициях исторического идеализма, свойственного просветительству. Главную роль в развитии общества поэт отводит просвещению, политическим идеям, законодательству, общественным нравам, воспитанию.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать