x x
menu

Народные сказки. Сказка «о правде и несправедливости»

Цель: дать ученикам понятие сказки как фольклорного жанра, рассмотреть строение и разновидности сказок, раскрыть национальный колорит украинской сказки; ознакомить учеников с народной сказкой «О правде и несправедливости», помочь ученикам осознать народное представление о добре и зле, смешном и страшном, красивом и безобразном, сосредоточить внимание детей на моральных акцентах сказок: борьбе добра и зла, красивого и безобразного; формировать навыки выразительного чтения сказок, нахождение и выделение в текстах тех или иных отрывков, комментирование их; воспитывать человека-гуманиста, положительные черты характера, желание создавать добро.

Тип урока:      урок усвоения и осознания нового материала.

Оборудование: выставка сборников украинских народных сказок и сказок других народов мира; иллюстрации к сказкам; видеофрагменты сказок.

Ход урока.

I.        Организация класса.

II.        Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

  • С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы еще с детства?
  • Кто рассказывал или читал вам сказки?
  • Какие сказки вам запомнились с детства?
  • Как вы думаете, почему именно народные сказки рассказывают маленьким деткам?
  • Чему учат сказки?
  • А какие сказки популярные в вашей семье?

 

ІІІ. Восприятие и осознание нового материала.

1.   Объявление темы, цели урока и их мотивация. Слово учителя.

У каждого народа есть свои традиции, свои обычаи, свои духовные ценности. Ими живет народ, на них воспитывает свое подрастающее поколение. И от того, какими есть эти моральные ценности, зависит то, каким вырастет поколение, какие поступки будет осуществлять, о чем будет заботиться.

У каждого из нас еще сызмала является верным спутником народная сказка, которую поднимали нам на волшебной палитре мамы, бабушки. А они, в свою очередь, слышали их от своих бабушек. И так сказка передавалась из поколения в поколение, неся свою неповторимость, самобытность, свой яркий национальный колорит. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких сказок, на ее основе выясним, что такое народная сказка, каково ее строение, а также рассмотрим виды сказок. Также проявим, чему учат народные сказки, на каких моральных чертах они акцентируют внимание читателя.

  1. 2.    Работа в тетрадях. Запись даты, темы урока. 
  2. 3.    Беседа с учениками с вопросами: 

 

  • Чем сказки отличаются от других произведений, например, рассказов?
  • Все ли события, которые происходят в сказке, являются реальными?
  • Кто являются главными героями сказок?
  • Какое строение сказки?
  • Что же такое, по вашему мнению, сказка?

Ученики самостоятельно формулируют определение сказки.

4.   Рассказ - итог учителя.

Вы, дети, правильно заметили, что сказка - один из основных жанров народного творчества, повествовательное произведение, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка имеет свои особенности строения (зачин, концовка, повторы, связанные с символикой чисел). Рассказ сказки развернут, с драматическим напряжением событий, которые заканчиваются счастливо, победой добра на взлом. Делятся на сказки о животных, социально-бытовых и фантастических.

Персонажи сказок о животных олицетворяют определенные черты характера, хитрая лисица, недалекий волк, боязливый заяц, мешковатый медведь.

Особенностями фантастических сказок являются сюжеты о борьбе со змеем, добывание предметов с волшебными свойствами (живая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка). Героям фантастических сказок, таким, как Котигорошко, Иван - крестьянский сын, присуща необыкновенная сила, сообразительность, изобретательность, настойчивость в достижении цели.

 

В центре социально-бытовых сказок - отношения между людьми, богатство и бедность, честность и непорядочность. трудолюбие и безделье, щедрость и скряжничество. Социально-бытовые сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, сосредоточены на морально-этических проблемах. Героями их выступают бедный селянин, сообразительный наймит, мудрая девушка, персонифицированные образы - Судьба, Счастье, Горе, Правда, Несправедливость.

5. Работа в тетрадях. Запись определения сказки. Строение сказки. Виды сказок.

Сказка— повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях.

Строение сказки: зачин, основная часть концовка. Присущи повторы, связанные с символикой чисел.

Виды сказок: фантастические, социально-бытовые и сказки о животных.

ІV. Работа над сказкой «О правде и несправедливости».

  1. 1.     Выразительное чтение сказки учениками. 
  2. 2.     Беседа по тексту сказки. 

 

1)   Как начинается сказка? Прочитайте зачин.  Присущий ли такой зачин для сказок? («Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говори...» Такой зачин присущ для многих украинских сказок).

2) Кто являются главными героями произведения? (Богатый дядя и его бедный племянник).

3)   О чем заспорили дядя и его племянник? (Как лучше жить: правдой или несправедливостью).

4) Почему богатый дядя уверен в том, что сейчас правды нет, что везде властвует несправедливость, а его племянник, несмотря на свою бедность, уверен, что с правдой жить легче?

5)   Куда отправились дядя со своим племянником?

6)   Кого они встречали на своей дороге? Какие ответы они получали от них?

7)   Почему племянник вынужден был отдать весь свой скот дяде? Как ему жилось после этого?

   Как вы относитесь к поступку дяди, когда он забрал у мальчика весь его скот? Не мог бы он поступить как-то иначе? А как бы вы поступили в данном случае?

9)   Что есть фантастического в этом произведении? Найдите и зачитайте нужный отрывок?

10) О каких чертах характера мальчика свидетельствует этот отрывок?

11) Чего смог достичь мальчик своим умом, смелостью, рассудительностью?

12) Каким, по вашему мнению, был из мальчика король? Из чего это видно?

13) Встретился ли дядя со своим племянником? Как мальчик отнесся к своему обидчику? Как бы вы поступили на его месте?

14) Какой вопрос поставил король во время встречи своему дяде? Кто же оказался прав в споре?

15) Чем заканчивается сказка? Почему с дядей произошло несчастье?

16) Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Правда всегда победит несправедливость, хотя дорога к ней будет трудной и тернистой. Обидчики всегда понесут наказание. Жадность и желание легкой наживы никогда не приведет к добру).

3.   Вывод учителя по ученическим ответам. Итак, данная сказка нас учит тому, что человек должен всегда жить по правде. Она должна быть его вечным спутником. И лишь с помощью правды человек сможет достичь той цели, к которой он стремится. А несправедливость, хотя она еще существует на планете, никогда и никого не приведет к добру. И потому всем людям нужно стремиться жить по правде. А когда к этому будет стремиться каждый, и не только стремиться, а и поступать соответствующе, то на земле рано или поздно все равно будет властвовать правда и справедливость.

4.   Работа над рассмотрением особенностей строения сказки. Беседа.

1) Докажите, что данное произведение — сказка. (Небольшое по размеру повествовательное произведение с элементами фантастического).

2) Какие элементы фантастического встречаются в сказке? (Встреча с чертями, подслушивание их разговора, а потом выполнение всех условий, о которых шла речь в подслушанном разговоре, становление племянника королем).

3) Какая роль фантастического элемента в данном произведении?

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

1/1 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать