x x
menu

Написание творческой работы на тему «Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»

Цель: Ознакомить с шедеврами живописи и поэзии, посвященными библейской теме, сделать вывод о магической силе вечных сюжетов Книги книг, учить сравнивать литературные произведения, находить интертекстуальные элементы, писать, придерживаясь научного стиля; развивать письменную связную речь; воспитывать интерес к сравнительному анализу литературных сочинений.

Оборудование: Библия, тексты стихов О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Пересказ притчи о добром самарянине, о горчичном зерне.

II. Обобщение и систематизация знаний

1. слово учителя

Библейские темы и мотивы через вечность, и высочество моральных идеалов были и являются любимыми для многих поэтов, писателей, художников. На протяжении многих столетий обращаются к библейским сюжетам творцы разных уровней: от гениальных до никому не известных.

Сегодня мы обратимся именно к таким перепевам библейских сюжетов талантливыми русскими поэтами.

2. литературная композиция

1-и ученик-чтец декламирует стих К. Бальмонта «Одна есть в мире красота».

  • Одна есть в мире красота.
  • Не красота богов Эллады,
  • И не влюбленная мечта,
  • Не гор тяжелые громады,
  • И не моря, не водопады,
  • Не взоров женских чистота.
  • Одна есть в мире красота -
  • Любви, печали, отреченья
  • И добровольные мученья
  • За нас распятого Христа.

1893

Художн.. Рембрандт. Возвращение блудного сына

2-и ученик-чтец рассказывает поэзию А. Ахматовой «В каждом древе распятый Господь».

В каждом древе распятый Господь,

  • В каждом колосс тело Христово.
  • И молитвы пречистое слово
  • Исцеляет болящую плоть.
  • Кого когда-то называли люди Царем
  • в насмешку Бог, в самом деле,
  • Кто был убит - и чье орудье пытки
  • Согрето теплотой моей грудь...
  • Укусили смерть свидетели Христовы,
  • И сплетницы-старухи, и солдаты,
  • И прокуратор Рима - все прошли.
  • Там, где когда-то возвышалась арка,
  • Где море билось, где чернел утес,
  • Их вышили в вине, вдохнули с пылью жаркой
  • И с запахом бессмертных роз.
  • Ржавеет золото и истлевает сталь,
  • Крошится мрамор - к смерти все готово.
  • Всего прочнее на земле печаль
  • И долговечней - царственное слово.

1945

3-и ученик-чтец декламирует поэзию Б. Пастернака «Дурные дни».

Дурные Дни

  • Когда на последней неделе
  • Входил вон в Иерусалим
  • , Осанны навстречу гремели,
  • Бежали с ветвями за ним.
  • А дни все грозней и суровей, любовью не тронуть сердец.
  • Презрительно сдвинуты брови, и вот послесловье, конец.
  • Свинцовою тяжестью всею легли на дворы неба. искали улик фарисеи, юля перед ним, как лысая.
  • И темными силами храма он отдан подонкам на суд, и с пылкостью той же самой
  • Как прославляли прежде, клянут.
  • Толпа на соседнем участке, Заглядывала из ворот,
  • Толклись в ожиданье развязки и тыкались взад и вперед.
  • И полз шепоток по соседству,
  • и слухи с многих сторон.
  • и бегство в Египет и детство
  • Уже вспоминались, как сон.
  • Припомнился скат величавый
  • В пустыне, и крутизна,
  • С которой всемирной державой Его соблазнял сатана.
  • И брачное пиршество канет, и чуду дивящийся стол, и море, в котором в тумане
  • Вон к лодке, как засуху, шел.
  • И сборище бедных в лачуге,
  • и спуск со свечою в подвал,
  • Где вдруг она лозунг в испуге,
  • Когда воскрешенный вставал...

3. Выступление ученика-искусствоведа с рассказом о картине

Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668). Эрмитаж

Евангельская притча о блудном сыне рассказывает, о том, как легкомысленный юноша, забрав свою частицу родительского имущества, оставил родительский дом в поисках развлечений. Пережив немало испытаний и стыда, он решил возвратить в родительский дом, где нашел прощение, любовь и отдых.

Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно использовал ее в офортах и рисунках. В картине величественная идея воплощается в лаконичной и выразительной композиции. Доминируют четкие вертикали спокойных и величественных фигур, которые застыли в немоте. Одежда отца спадает широкими складками, очертания его фигуры полностью включают у себя контуры фигуры сына, который еще больше подчеркивает неразрывная связь этих двух людей и предоставляет группе особой монументальности.

Эмоциональное влияние картины определяется неразрывным объединением освещения и колорита. В ярком бушевании цветов фигуры будто вырастают из тьмы, и среди приглушенных зеленовато - и красновато-коричневых тонов окружения и сиял света более всего выделяется красный цвет плаща отца. Особую широту и свободу имеет в этой картине сложная живопись, характерная для позднего искусства Рембрандта. В освещенных местах краска накладывается объемно - часто не кистью, а шпателем или пальцем. Поверхность картины, которая вблизи кажется хаотичной палитрой разной формы мазков, на расстоянии становится выразительной и впечатляющей.

4. Подготовка к творческой работе

«Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»

1) Цель работы - прочитать стихи О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, сравнить их с известными библейскими сюжетами, сделать вывод об общем и отличном в этих произведениях и эпизодах Священного Письма (или идет поэт за библейским сюжетом, или прибавляет что-то к нему, в какой мере...)

2) Стиль преподавания - научный. Начало может быть таким:

«Равнодушных к библейским сюжетам среди творцов нет. Не стали исключением и такие русские поэты, как О. Пушкина, И. Бунин, О. Жемчужников...»

Притча о сеятеле и семенах.

Шел сеятель с зернами в поле и сеял; и ветер повсюду то зерно развеял. Одни по дорогое упали; порой

Их топчет прохожий небрежной ногой, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли и вскоре без влаги и корня взошли,- и в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно, и в тернии диком заглохло оно... Напрасно шел дождь и с прохладной зарею, Поля освежались небесной росой; Одни за вторыми проходят года - Вот зерен тех нет, и не будет плода. Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, и быстро, и сильно растет, и блещет красотой, и жизнью дышит... имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!

1851 (Алексей Жемчужников)

Свободы сеятель пустошный, Я вышел рано, к звезды; Рукой чистой и безвинной, В порабощенные бразды, Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дарит свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

(А. С. Пушкин)

  • И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
  • И лазурь, и полуденный зной...
  • Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
  • «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
  • И забуду я все - вспомню только вот эти
  • Полевые пути границ колосьев и трав -
  •  И вот сладостных слез не успею ответить,
  • К милосердным коленям припал.

(И. Бунин)

5. написание творческой работы

Работа в черновиках.

III. Итоги урока

«микрофон»

В поэзиях на библейскую тему меня поразило...

IV. Домашнее задание

Переписать работу в тетради.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать