x x
menu

Мультимедийная презентация в образовательном процессе

Исторически первым типом данных, для работы с которыми компьютеры изобрели, были числа. В 50-е годы XX в. развитие новых типов данных шло по пути расширения числовых типов: целые числа без знака; целые числа со знаком; действительные числа; действительные числа повышенной точности. Тогда же с помощью целых чисел начали кодировать символьную информацию, и компьютеры начали работать с текстами [14]. В 60-е годы объемы оперативной памяти и производительности процессоров увеличились достаточно, чтобы компьютеры могли начать работать с графикой — тогда целыми числами начали кодировать цвета отдельных точек изображения. Значительно позднее (в 80-е годы) компьютеры стали оснащаться средствами для работы со звуком, тогда же появились и первые стандарты для цифрового кодирования звуков.

Дальнейшее наращивание мощности процессоров и объемов оперативной памяти позволило использовать компьютеры для хранения и обработки видеоинформации [26]. О современных компьютерах говорят как о мультимедийных устройствах.

В настоящее время число названий мультимедийных продуктов измеряется тысячами. Российский рынок мультимедийных продуктов значительно скромнее западного, хотя он, по данным экспертов, развивается довольно быстро. Мультимедиа-технологии и соответствующие образовательные ресурсы развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа 1995 года перечислено всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было уже более 112-ти, в начале 1998 года это число перевалило за 300, то сейчас этот список составляет более 1500 наименований. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности.

Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования [5]. Согласно наиболее распространенному определению, Мультимедиа Представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео - и аудио - фрагментов и т.

п. Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.). При использовании мультимедийных средств в открытом образовании существенно возрастает роль иллюстраций. Появление в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, использовавшихся при издании традиционных учебников на бумажных носителях. Эпиграф - В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям.

Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения [14]. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Эпиграф - Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям [21].

Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийное средство от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека. Эпиграф - Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как: · изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; · звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; · видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; · анимации и симуляции. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привле-кательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал [4]. Эпиграф - Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа может стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации.

Во-вторых, мультимедиа может повысить мотивацию учащихся. В-третьих, мультимедиа может помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых. В-четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут развить у учащихся более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания.

Понятие мультимедийной презентации

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, средства и организационные формы. Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. При такой организации работы: 1) здоровью учеников ничто не угрожает; 2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся; 3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.

Компьютерные презентации являются одним из видов мультимедийных проектов. Мультимедийные презентации сочетают в себе видео, звук, текст, анимацию, двух - или трехмерную графику, чем достигается основной результат - максимальная эффективность в восприятии информации [7]. На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение мультимедийной презентации как методического приема: Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Создание и применение мультимедийных презентаций возможно только при соблюдении определенных требований к ним, а также наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам [4].

Для создания мультимедийной презентации используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяющая форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео-файлами), Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (работа с сетевыми ресурсами Internet). При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в виде картинок и анимации.

Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя является программа PowerPoint.

С её помощью текстовая и числовая информация легко превращается в красочно оформленные слайды и диаграммы. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки.

Программа PowerPoint - это средство конструирования и демонстрации набора слайдов (слайд-фильма). Каждый слайд может содержать статические изображения (одно или несколько), фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Итак, мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Использование мультимедийной презентации при обучении иностранному языку Мультимедийная презентация — это качественно новый подход в изучении иностранного языка.

Использование мультимедийной презентации в процессе обучения обеспечивается определенными условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне урока. Нижеизложенные как организационно-технические условия, так и санитарно-гигиенические нормы едины для всех уроков, в том числе и для уроков иностранного языка. Эффективность использования мультимедийной презентации в процессе обучения во многом зависит от ряда организационно-технических условий: 1) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации мультимедийной презентации; 2) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе; 3) правильного размещения и хранения информации (дискета, флэш-карта, CD, память компьютера, место хранения, название папки); 4) наличия в кабинете каталога мультимедийных презентаций по лексико-грамматическим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в них звуковых файлов, сопровождение анимацией и т. п. Необходимо помнить, что при проведении уроков с использованием мультимедийной презентации необходимо выполнение определённых гигиенических норм: 1) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5-6 м; 2) на уроке начальной ступени общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут [18]. Комплексный подход к использованию мультимедийных презентаций предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: 1) дидактические возможности материала на разных этапах обучения; 2) уровень знаний и развития учащихся данного класса; 3) подготовленность и опыт учителя в использовании мультимедийной презентации. Технология непосредственного использования в учебном процессе мультимедийной презентации имеет несколько этапов: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстрационный; 5) рефлексивный [4].

Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем мультимедийной презентации. Следуя алгоритму создания презентации, учитель должен: 1) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой мультимедийной презентации; 2) продумать цели и задачи создания слайдов; 3) поставить себя на место ученика, учитывая возрастные особенности, потенциальные возможности; 4) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой); 5) продумать содержание текстов, исходя из основных требований к мультимедийной презентации; 6) составить сценарий мультимедийной презентации; 7) создать её структуру, используя необходимые компьютерные программы; применить анимационные и звуковые эффекты; 9) проанализировать и оценить готовую презентацию согласно требованиям к мультимедийным презентациям; 10) скорректировать возможные недочёты [4]. В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся. На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости, повтор нужных слайдов. Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.

Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации, мониторинг. Для презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения иностранному языку выделяют следующие приемы: 1) семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного называния слова изолированно, в ситуативно связанном предложении; 2) семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками; 3) семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор); 4) семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов, а также часов, календаря, таблицы, расписания и т. п.

; 5) семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов – «рано» /«поздно»; географической карты – «далеко» /«близко»; виртуального местоположения в классной комнате – «справа» /«слева» и т. п.) и картинок, видеофрагментов; 6) семантизация местоимений с участием обучаемых (личные и притяжательные), с использованием положения различных предметов в виртуальном помещении, соответствующих картинок; 7) введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами; введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов); 9) использование для семантизации перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись) при знакомстве с абстрактными и обобщенными существительными; 10) семантизация слов и словосочетаний в контексте, если он подсказывает необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке); 11) введение собирательных слов с помощью слов (различных изображений) с конкретными значениями («огурцы», «помидоры» – «овощи»); 12) введение конкретных слов путем демонстрации класса, категории, принадлежности, отдельных качеств; 13) семантизация лингвострановедческих лексических единиц (реалий) с помощью демонстрации соответствующих аутентичных изображений (фотографий, рисунков, карт и т. п.

); 14) семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении; 15) семантизация с использованием языковой догадки (интернациональные слова, словообразовательные элементы, звукоподражание, контекст) при общей мультимедийной поддержке; 16) систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает значение, что исключает перевод (план дома, ситуация на вокзале, в театре, в магазине); 17) семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке [19]. Кроме того, на уроках иностранного языка мультимедийную презентацию можно использовать для создания проблемной и обычной речевой ситуации, демонстрации лингвострановедческих реалий. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе /экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием, а не с фразой на родном языке и при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать