Исторически первым типом данных, для работы с которыми компьютеры изобрели, были числа. В 50-е годы XX в. развитие новых типов данных шло по пути расширения числовых типов: целые числа без знака; целые числа со знаком; действительные числа; действительные числа повышенной точности. Тогда же с помощью целых чисел начали кодировать символьную информацию, и компьютеры начали работать с текстами [14]. В 60-е годы объемы оперативной памяти и производительности процессоров увеличились достаточно, чтобы компьютеры могли начать работать с графикой — тогда целыми числами начали кодировать цвета отдельных точек изображения. Значительно позднее (в 80-е годы) компьютеры стали оснащаться средствами для работы со звуком, тогда же появились и первые стандарты для цифрового кодирования звуков.
Дальнейшее наращивание мощности процессоров и объемов оперативной памяти позволило использовать компьютеры для хранения и обработки видеоинформации [26]. О современных компьютерах говорят как о мультимедийных устройствах.
В настоящее время число названий мультимедийных продуктов измеряется тысячами. Российский рынок мультимедийных продуктов значительно скромнее западного, хотя он, по данным экспертов, развивается довольно быстро. Мультимедиа-технологии и соответствующие образовательные ресурсы развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа 1995 года перечислено всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было уже более 112-ти, в начале 1998 года это число перевалило за 300, то сейчас этот список составляет более 1500 наименований. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности.
Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования [5]. Согласно наиболее распространенному определению, Мультимедиа Представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео - и аудио - фрагментов и т.
п. Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.). При использовании мультимедийных средств в открытом образовании существенно возрастает роль иллюстраций. Появление в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, использовавшихся при издании традиционных учебников на бумажных носителях. Эпиграф - В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям.
Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения [14]. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Эпиграф - Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям [21].
Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийное средство от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека. Эпиграф - Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как: · изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; · звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; · видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; · анимации и симуляции. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привле-кательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал [4]. Эпиграф - Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа может стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации.
Во-вторых, мультимедиа может повысить мотивацию учащихся. В-третьих, мультимедиа может помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых. В-четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут развить у учащихся более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания.
Понятие мультимедийной презентации
Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, средства и организационные формы. Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. При такой организации работы: 1) здоровью учеников ничто не угрожает; 2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся; 3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.
Компьютерные презентации являются одним из видов мультимедийных проектов. Мультимедийные презентации сочетают в себе видео, звук, текст, анимацию, двух - или трехмерную графику, чем достигается основной результат - максимальная эффективность в восприятии информации [7]. На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение мультимедийной презентации как методического приема: Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Создание и применение мультимедийных презентаций возможно только при соблюдении определенных требований к ним, а также наличии технических средств, отвечающих необходимым характеристикам [4].
Для создания мультимедийной презентации используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяющая форматировать нужный текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео-файлами), Microsoft Publisher (возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (работа с сетевыми ресурсами Internet). При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в виде картинок и анимации.
Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя является программа PowerPoint.
С её помощью текстовая и числовая информация легко превращается в красочно оформленные слайды и диаграммы. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки.
Программа PowerPoint - это средство конструирования и демонстрации набора слайдов (слайд-фильма). Каждый слайд может содержать статические изображения (одно или несколько), фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Итак, мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Использование мультимедийной презентации при обучении иностранному языку
Мультимедийная презентация — это качественно новый подход в изучении иностранного языка.