«Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Раздумья о воображении, фантазии в жизни современного человека

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: обрабатывая содержание повести Я. Стельмаха, обратить внимание на раздумья героев о мысленном, фантастическое и реальном в их детской жизни; пересказывать интересные отрывки из произведения, комментируя их; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли, сопоставлять описанное с реальной жизнью; толерантно и аргументированно доказывать свою мысль; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство любви к родному краю, живописной природе; уважение к творчеству Я. Стельмаха; прививать интерес к собственным результатов учебной деятельности; любознательность, пунктуальность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Я. Стельмаха, ученические рисунки, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Можно ли считать это произведение приключенческим? Почему? Личную мысль обоснуйте.

• Что свидетельствует о любви Митьки к природе, умению ориентироваться на местности?

• Чем ребят захватывало пребывание в селе возле озера?

• Почему Я. Стельмах старается противопоставить Васю Троша и Сергея с Митькой?

• Какие отношения складываются между Сергеем и Митькой во время их пребывания на природе, возле озера?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света.

Цицерон.

1. Продолжение обработки содержания произведения Я. Стельмаха «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера» (V и VI разделы).

1.1. Выразительное выборочное чтение, пересказ интереснейших эпизодов V-VI разделов.

1.2. Тема: изображение исследовательской деятельности ребят, которой они захватывались, чтобы узнать об истории возникновения чудовища.

1.3. Идея: возвеличивание трудолюбия, настойчивости, стремления к познанию мира, окружающей среды, уважение к книге, ее мудрости.

1.4. Основная мысль: только в согласии, в общей старательности, дружбе, взаимной поддержке, плодотворной работе возможно достичь желаемого результата.

1.5. Сюжет.

1.5.1. V раздел «Я укрываю себя позором. Великий зоолог».

Сергей с Митькой решают исследовать неизвестное чудовище и сфотографировать его. Ребята договариваются дежурить ночью возле озера.

Первый на страже - Сергей, его будит рассерженный Митька среди ночи, который потом тоже засыпает. Утром ребята увидели снова следы «страшных лап».

Чтобы больше узнать об особенностях этого тайного животного, Митька предлагает Сергею в библиотеке взять не фантастическую литературу, а книги по зоологии.

1.5.2. VI раздел «Который проливает свет на наших предков и еще на кое-что. Ну и Митька!».

Ребята регулярно читали научные книги, за что их похвалила библиотекарша.

На восьмой день Митька высказал научное допущение, что в прошлом (в восточной части Индонезии) жили драконы. Это подтвердил голландский летчик, но ему не поверили, так как у него были выявлены нарушения нервной системы.

После Первой мировой войны на острове Комодо пойман дракон, похожий на гигантскую ящерицу, или варана. Также Митька рассказал Сергею о выхухоле - этот зверек является  современником мастодонта. Вместе с тем ребята высказали собственную мысль относительно особенностей названия села Юрковка. Наконец неизвестное существо озера маленькие исследователи назвали Митьказавр Стеценко.

На побережье озера ребята увидели снова таинственные следы и возле них воронье перо.

1.6. Композиция.

Экспозиция: Сергей с Митькой решили записаться в библиотеку и изучать зоологию.

Завязка: исследование ребят относительно возникновения неизвестного гигантского чудовища.

Кульминация: Митьказавр Стеценко из Юрковки - название неизвестного чудовища, что живет в лесном озере.

Развязка: следы неизвестного существа на берегу выявлены днем и возле них воронье перо.

1.7. Обсуждение содержания разделов произведения с вопросами:

1.7.1. V раздел. «Я укрываю себя позором. Великий зоолог».

• Почему Митька хотел первым увидеть неизвестного зверя?

• О какой славе мечтал Митька, если он увидит это животное?

• В связи с чем между ребятами возник спор?

• Как прекратилась ссора между ребятами?

• Что случилось с Сергеем во время ночной стражи? Какую оценку его охране дал Митька?

• Чем были поражены ребята, проснувшись утром, когда пришли умываться к озеру?

• Почему ребята решили обратиться в библиотеку?

• От какой науки пришли в восхищение ребята и для чего?

• А какие книги вы любите читать?

• Как необходимо относиться к книгам?

• Какие пословицы, поговорки о книге вам известны? (Книга - ключ к знаниям. Золото добывают из земли, а знание - из книг. Из ручьев - реки, из книг - знания. Хлеб вдохновляет тело, книга - ум. Книга - мост в мир знаний. Ум без книги, что птица без крыльев. Книга полезная, когда ее читают. Без хлеба легче прожить, чем без книги. С книгой подружишься, ума наберешься. Книга для ума, что теплый дождь для посевов. Книги читать - все знать. Одна книга тысячи людей учит. Книга для детей, что влага для полей. Книга не пряник, а детей к себе манит).

1.7.2. VI раздел «Который проливает свет на наших предков и еще на кое-что. Ну и Митька!».

• Как библиотекарша оценила читательскую активность ребят?

• Как чтение книг повлияло на их кругозор?

• Что интересного вычитал Митька в книгах?

• Почему летчику, единственному свидетелю, который видел драконов, не поверили?

• Когда и при каких обстоятельствах был пойман дракон? Опишите его («Им оказалась гигантская ящерица, или же варан. Не испугаться четырехметрового гиганта тяжело. Цвет кожи буро-черный. Из грозной клыкастой пасти непрестанно вылетает ярко-розовый раздвоенный язык, люто смотрят блестящие черные глаза. Варан ступает сильными лапами, тело его поднято над землей, волочится лишь хвост. Сила в этом хвосте страшная»).

• Какой была сила у варана? Что о нем рассказал Митька.

• Что интересного узнали ребята о выхухоле?

• Чем ребята каждый день занимались?

• Какие мысли возникли у ребят относительно особенностей названия села Юрковка?

• Как Сергей предложил назвать существо, которое, по мнению мальчиков, живет в озере?

• Что окончательно убедило юных исследователей в наличии чудовища в озере?

V. Закрепление обработанного материала.

1. Решение тестовых задач.

V раздел «Я укрываю себя позором. Великий зоолог».

1. Странствуя к озеру, Сергей нес узел, в котором были: а) две палатки; б) дерюга и одеяла; в) одежда, пища, посуда.

2. Что хотел сделать Митька, увидев какого-то зверя? а) убежать от озера;

б) сфотографировать; в) следить за ним.

3. Если бы ребята были любимыми учениками учительницы ботаники, то они бы:

а) получали по ее предмету только пятерки;

б) поехали на районную олимпиаду;

в) имели возможность не всегда выполнять домашние задачи.

4. Тройки по физкультуре имел:

а) Сергей; б) Митька; в) Василий.

5. Ребята решили караулить возле озера поочередно, чтобы:

а) их не укусила змея; б) чудовище неожиданно не напало на них; в) Василий Трош не пошутил над ними.

6. В котором часу ночи Сергей должен был разбудить Митьку? а) в двенадцать; б) в два; в) в час.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector