Цель: дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать навыки выразительного чтения; пересказа легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним, переносная доска, картина М. Тимоненко «Перед грозой».
Любите травинку, и тваринку,
и солнце завтрашнего дня.
Лина Костенко.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ему пришлось жить, и старался объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое преобладало над реальным.
II. Объявление темы и цели урока.
На переносной доске записаны понятия.
Легенда.
Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей.
- То, что кажется невероятным, выдуманным.
Миф.
- Сказ, пересказ, который передает верования древних народов о богах и легендарных героях.
- Что-то выдуманное, несуществующее.
В чем разница между мифом и легендой?
Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля - заполнены многими духами, что вся природа живая, преисполнена всяких чудес, что в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.
Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образы разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, щезник, ведьмы.
Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.
III. Изучение нового материала.
Игра. Отгадай: кто я?
1) Живу в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. (Мавка).
2) Живу в лесу, дикий человек, для которых дикие звери (олени, серны, зайцы) — то же самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси — это их псы и коты. Они пасут и ухаживают за своими зверями. (Леший.)
3) Я подобный человеку, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба выбегает передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показываться людям человеком, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. (Водяной).
4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубах. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад в конюшню. (Домовой).
Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.
Легенды распределяются на такие виды
Мифологические и-------------- П Социально-бытовые
Апокрифические Ь-------------- Н Исторически-Героические
Топонимические Ь------------- Н Антропоморфические
Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.
Учитель. Народ никогда не представлял своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из почвы. Так и человек. Его душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон века люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли - считали наши предки. Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. - Вспомните пословицы, загадки, разные выражения о земле.
Ученики. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.
Загадки
1. Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится.
2. Что в мире богатейшее?
3. Что в мире наисильнейшее?
Подберите слова — характеристики, которые метко передают ласку земли. (Земля добрая, щедрая, богатая, плодородная, кроткая, радушная...).
Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?
Ученик. Да. По зарубежной литературе читали миф «Происхождение мира, богов и человека». И в Библии читали о создании мира.
Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Древние украинцы свято верили в то, что земля живая. Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она - наша мать, она святая!
Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, заботливо гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.
Ученик читает стих.
Небо — будто в огне! Поле,
Запылала голубизна... Ставок,
И кажется мне: Наш огород
Все пылает, горит,— И садок.
Луга, В огнистые венки
Оделись цветки!
Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на звезды? Почему их считают «глазами неба»? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.
Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага, а друга. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, смущал воображение Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им самые потаенные - любовь, кручину, ожидание. А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто призадумавшись.
- О чем идет речь в произведении «О звездном Возе». (Ученик читает произведение).
- Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль.
- Составить план.
- Пересказать легенду.
- Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:
В задремавшем темном море Тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие - мелкие, горят - мерцают.
Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра. Каким выступает ветер в легенде «О ветре»?
- Что реальное, а что фантастическое в легенде?
- Словарная работа (объяснение непонятных слов).
- Взгляните на картину Николая Пимоненко «Перед грозой».
- Что наделал озорник-ветер?
- Что общего в легенде «О ветре» и картине Н. Пимоненко «Перед грозой»?
- Прочитать легенду «Об огне».
- Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения.
- Пересказать произведение.
- Определить жанр произведения.
IV. Итог урока.
- Какая разница между мифами и легендами?
- Чему нас учат произведения устного народного творчества.
V. Домашняя задача.