x x
menu

Мифы и легенды. «О создании земли», «Почему бывает печальное солнце?»

Цель:           дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать навыки выразительного чтения; пересказа легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.

Тип урока:      урок изучения нового материала.

Оборудование: разные издания народных легенд, иллюстрации к ним, переносная доска, картина М. Тимоненко «Перед грозой».

Любите травинку, и тваринку,

и солнце завтрашнего дня.

Лина Костенко.

Ход урока.

I.        Вступительное слово учителя.

Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ему пришлось жить, и старался объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое преобладало над реальным.

II.        Объявление темы и цели урока.

На переносной доске записаны понятия.

Легенда.

Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей.

  1. То, что кажется невероятным, выдуманным.

 

Миф.

  1. Сказ, пересказ, который передает верования древних народов о богах и легендарных героях.
  2. Что-то выдуманное, несуществующее.

В чем разница между мифом и легендой?

Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля - заполнены многими духами, что вся природа живая, преисполнена всяких чудес, что в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.

Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образы разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, щезник, ведьмы.

Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.

III. Изучение нового материала.

Игра. Отгадай: кто я?

1)   Живу в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. (Мавка).

2) Живу в лесу, дикий человек, для которых дикие звери (олени, серны, зайцы) — то же самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси — это их псы и коты. Они пасут и ухаживают за своими зверями. (Леший.)

3)   Я подобный человеку, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба выбегает передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показываться людям человеком, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. (Водяной).

4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубах. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад в конюшню. (Домовой).

Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.

Легенды распределяются на такие виды

Мифологические        и--------------        П Социально-бытовые

Апокрифические       Ь--------------        Н Исторически-Героические

Топонимические        Ь-------------       Н   Антропоморфические

 

Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.

Учитель. Народ никогда не представлял своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из почвы. Так и человек. Его душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон века люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли - считали наши предки. Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. - Вспомните пословицы, загадки, разные выражения о земле.

Ученики. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.

Загадки

1.  Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится.

2.  Что в мире богатейшее?

3.  Что в мире наисильнейшее?

Подберите слова — характеристики, которые метко передают ласку земли. (Земля добрая, щедрая, богатая, плодородная, кроткая, радушная...).

Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?

Ученик. Да. По зарубежной литературе читали миф «Происхождение мира, богов и человека». И в Библии читали о создании мира.

Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Древние украинцы свято верили в то, что земля живая. Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она - наша мать, она святая!

Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, заботливо гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.

Ученик читает стих.

Небо — будто в огне!                                Поле,

Запылала голубизна...                               Ставок,

И кажется мне:                                           Наш огород

Все пылает, горит,—                                 И садок.

Луга,                                                            В огнистые венки

                                                                     Оделись цветки!

 

Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на звезды? Почему их считают «глазами неба»? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.

 

Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага, а друга. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, смущал воображение Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им самые потаенные - любовь, кручину, ожидание. А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто призадумавшись.

  • О чем идет речь в произведении «О звездном Возе». (Ученик читает произведение).
  • Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль.
  • Составить план.
  • Пересказать легенду.
  • Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:

В задремавшем темном море Тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие - мелкие, горят - мерцают.

Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра. Каким выступает ветер в легенде «О ветре»?

  • Что реальное, а что фантастическое в легенде?
  • Словарная работа (объяснение непонятных слов).
  • Взгляните на картину Николая Пимоненко «Перед грозой».
  • Что наделал озорник-ветер?
  • Что общего в легенде «О ветре» и картине Н. Пимоненко «Перед грозой»?
  • Прочитать легенду «Об огне».
  • Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения.
  • Пересказать произведение.
  • Определить жанр произведения.

IV.       Итог урока.

  1. Какая разница между мифами и легендами?
  2. Чему нас учат произведения устного народного творчества.

V.       Домашняя задача.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать