x x
menu

Мифы и легенды. «О Создании Земли», «Почему Бывает Печальное Солнце?»

Цель:   Дать понятия о легенде и мифе, общий и отличительный признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает печальное Солнце?», «О звездном Виз», «О ветре», «Об огне», первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать привычки выразительного чтения; пересказа легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Оборудование: Разные издания народных легенд, иллюстраций к ним, переносная доска, картина М. Тимоненка «Перед грозой».

  • Любите травинку, и животное,
  • и солнце завтрашнего дня.
  • Лина Костенко

ХОД УРОКА

I.        Вступительное слово учителя

Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ей пришлось жить, и старалась объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое преобладало над реальным.

II.        Объявление темы и цели урока

На переносной доске записанные понятия.

Легенда

  1. Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей.
  2. То, что кажется невероятным, выдуманным

Миф

  1. Сказ, пересказ, который передает верование старинных народов о богах и легендарных героях.
  2. Что-то выдумано, несуществующее.

В чем разность между мифом и легендой?

Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля - заполненные многими, духами, что вся природа живое, преисполненная всякого дива, который в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.

Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образа разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, щезник, ведьмы.

Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.

III. Изучение нового материала

игра. Отгадай: кто я?

1)      Живую в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. (Мавка)

2)  Живую в лесу, дикий человек, для которых дикие звери (олене, серны, зайцы) — то самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси — это их пес и кот. Они пасут и присматривают своих зверей. (Леший)

3)      Я подобный мужчине, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба втекает передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показыватся людям мужчиной, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. (Водяной)

4)  Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубьях. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад к конюшне. (Домовой)

Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.

Легенды распределяются на такие виды

Мифологические        -------------------------- Социально-бытовые

Апокрифические       --------------------------- Исторически-Героические

Топонимические        --------------------------- Антропоморфические

 

Учитель. Ознакомимся с легендой «О создании земли». Подготовленный ученик читает легенду.

Учитель. Народ никогда не воображал своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе? Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из грунта. Так и человек. Ее душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем. Испокон века люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли - считали наши предки. Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. - Припомните пословица, загадки, разные выражения о земле.

Уч ен и к и. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.

загадки

  1. Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится.
  2. Что в мире богатейшее?
  3. Что в мире сильнее всего?

Подберите слова — характеристики, которые метко передают ласку земли. (Земля добрая, щедрая, богатая, плодородная, кроткая, радушная...)

Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?

Ученик. Так. Из зарубежной литературы читали миф «Происхождение мира, богов и человека». И в Библии читали о создании мира.

Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Старинные украинцы свято верили в то, что земля живая. Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет. Мы должны помнить: она - наша!

Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, нежно гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.

Ученик читает стих.

Небо — будто в огне!                                      Поле,

Запылала голубизна...                                      Ставок,

И кажется мне:                                                Наш огород

Все пылает, горит,—                                        и садок.

Луки,                                                             В огнистые венки

Оделись цветка! Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на зрении? Чему их считают «глазами неба»? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.

 

Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, смущало воображение. Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им сокровенное - любовь, кручину, ожидание. А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто призадумавшись.

  • О чем речь идет в произведении «О звездном Визе». (Ученик читает произведение.)
  • Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль.
  • Составить план.
  • Пересказать легенду.
  • Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:

В темном море Тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие - мелкие, горят - мерцают.

Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Конечно, люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную «симфонию» ветра. Это, которым выступает ветер в легенде «О ветре»?

  • Что реальное, а что фантастическое в легенде?
  • Словарная работа (объяснение непонятных слов).
  • Взгляните на картину Николая Пимоненка «Перед грозой».
  • Что наделал озорник-ветер?
  • Что общего в легенде «О ветре» и картине Г. Пимоненка «Перед грозой»?
  • Прочитать легенду «Об огне».
  • Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения.
  • Пересказать произведение.
  • Определить жанр произведения.

IV.        Итог урока

  1. Какая разность между мифами и легендами?
  2. Чего нас учат произведения устного народного творчества.

V.       Домашняя задача

Составить легенду о мифологическом существе, с которым мы знакомились на уроке.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать