Цель: Ознакомить с понятиями «всемирная литература», «всемирный литературный процесс»; сообщить о Ведах как древнейшую книгу человечества, прочитать гимны с «Ригведи»; развивать умение учиться, самому воспитывать почтительное отношение к давним культурам.
Оборудование: словарь-Справочник «Зарубежная литература», тексты гимнов с «Ригведи», линия времени, карточки, схема.
Столетия - фонарики, сколько вас во тьме, На прочной ните времени, протянутой в уме!
В. Брюсов
Где вы, в древние народы!
Ваш мир бил храмом всех богов,
Вы книгу Матери-Природы
Читали ясно без очков!
Ф. Тютчев
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
- Украинский писатель Иван Франко считал: «Каждый видный современный писатель - или он славянин, или немец, или француз, или скандинавец - является будто дерево, которое своим корням упивается по возможности глубже и крепче, в свой родной национальный грунт, старается воплотить в себя и переварить в себе как можно больше его живых соков, а своим пнем и короной погружается в интернациональной атмосфере идейных интересов, научных, общественных, эстетичных и моральных соревнований».
• как вы понимаете выражение И. Франко?
• какой образ использовал писатель, чтобы донести свою мысль к читателю?
II. Изучение нового материала
1. работа с литературно-критическими материалами
Усвоение литературоведческих понятий.
«Броуновское движение»
Ученики получают карточки с отрывками из литературоведческих статей. Задача учеников: усвоить содержание своей карточки и передать его одноклассникам,
А также воспринять информацию от других учеников. Во время выполнения задачи дети свободно перемещаются по классу, самостоятельно избирая себе партнеров. Одновременно можно общаться лишь с одним учеником.
Карточка № 1
...понятие всемирной литературы было сформулировано Гете.
І.-Р. Бехер (О литературе и искусстве.- М., 1981.- С. 103).
Карточка № 2
В 1827 г. секретарь Гете Эккерман записал высказывание большого немецкого писателя о том, что «рождается всемирная литература» (Weltliteratur). Гете не говорил о том, что она уже существует, он отмечал только момент начала ее формирование. Это было глубокое провидение. В XIX ст. литературы теряют оригинальность, начинают теснее взаимодействовать одна из одной. Под влиянием европейской литературы в предыдущем столетии начала бурно развиваться русская литература, а в ХІХ ст. она постепенно входит в круг мировых лидеров.
В. А. Луков (Луков В. А История литературы.- М., 2003.- С. 257).
Карточка № С
Европейцы начинают знакомиться с сокровищами восточной классической поэзии и прозы. В свою очередь произведения европейских писателей приобретают все более широкую читательскую аудиторию в Азии, латинской Америке, Австралии.
В. А. Луков (Луков В. А История литературы.- М., 2003.- С. 257).
Карточка № 4
Если, в самом деле, создастся в ближайшее время всемирная литература,- а это неизбежно, так как постоянно увеличивается скорость средств передвижения,- это мы не должны от нее ждать ничего большего и ничего больше, чем - то, что она на самом деле может нам даты и уже дает.
Весь мир, хотя каким бы просторным он был, все же только расширенная родина...
Й. В. Гете
(Гете И. В. Собрание соч.: В 10-ты т.-
М., 1980.- Т. 10.- С. 415).
Карточка № 5
...Вот уже полтораста лет прошло с того времени, как Гете выдвинул в 1827 году свое известное определение мировой литературы (Weltliteratur) как единой
Всемирной литературы, в которой объединятся когда-то и, будто в дружеском хоре, сольются голоса всех национальных литератур...
Альгимантас Бучис
(Бучис А. Национальная самобытность и мировой контекст //
Литература. Творческое содружество.— М., 1985.— Е. 42).
Карточка № 6
...Мы подходим к еще одному важному выводу относительно поэзии в Европе. Ни один народ, ни один язык не достиг бы того, что достигли, когда бы то самое искусство не представлялось в разных странах разными языками. Мы не сможем понять ни одной европейской литературы, не познав достаточно другой. Глянув на историю поэзии в Европе, мы увидим, что наилучшее кружево взаимовлияний. Даже те выдающиеся поэты, которые не знали ни одного другого языка, кроме собственного, влияли на других писателей своего края и испытывали возвратное влияние.
Т. Е. Элиот
(Элиот Т. Е. Единство европейской культуры //
Вселенная.— 2003.— № 1-1.— Е. 143—150).
Карточка № 7
Мы благодарны христианскому наследству множеством вещей, кроме сугубо религиозной веры. Сквозь ее призму мы прослеживаем эволюцию наших искусств, благодаря ней имеем концепцию римского права, которое в значительной мере сформировала весь западный мир, из нее походят наши концепции частной и общественной морали. Через нее передались нам общие стандарты литературы со Старинной Греции и Риму. Единство западного мира заключается в этом наследстве, в христианстве и в старинных цивилизациях Греции, Риму и Израилю, из которых, благодаря двум тысячелетиям христианства, мы выводим свою родословную.
Т. Е. Элиот
(Элиот Т. Е. Единство европейской культуры //
Вселенная.— 2003.— № 1-1.— Е. 143—150).
Учитель проверяет усвоенный материал, обращает внимание на то, что содержание собственной карточки, который ученик стремился передать другим, запоминается как можно лучше, отсюда название приема - «Уча других, учусь сам».
Выводы
• Понятие всемирной литературы было сформулировано Й.-В. Гете в 1827 г. Он делал ударение на потому, что за новых исторических обстоятельств народы вступают в тесный взаимный обмен. И происходит взаимопроникновение культур, а время национальной ограниченности идет в прошлое.
• В современном литературоведении Всемирной (мировой) литературой Называют совокупность литератур всех народов мира от давности до
Настоящее. литература каждого народа имеет свою национальную и художественную своеобразность, но она воспринимает достижение литератур других стран во взаимодействии с ними, заимствуя отдельные элементы (факты, идеи, поэтические формы). • Всемирным литературным процессом Называют историческое существование, функционирование и поступательное развитие литературы на протяжении, как определенных пор, так и всей истории наций, страны, региона, всего мира. Термин» литературоведческий процесс» возник в 20- 30-х гг. ХХ ст.
2. слово учителя
— Сегодня мы начнем знакомство с древнейшими книгами,
которые созданы человечеством. Чтобы не растеряться в течении тысячелетий и столетий припомним строки из поэзии В. Брюсова: «Столетия-фонарики!
сколько вас во тьме
На прочной нити времени,
Протянутой во мне.
И нарисуем в своем воображении (и не только) линию времени.
XII VI Р. Хр.
І І І І І І І І І І І І І ►
К_____________________ ;
Веды
— На этой линии времени обозначим главную отметку — время Рождества Христо-
вого — и черточками заметим столетие. Теперь мы наглядно видим, когда
были составлены книги Вед и можем легко это запомнить.
3. Выступление ученика с сообщением о Ведах
Ориентировочный ответ
Веды - древнейшие памятки индийской литературы. На протяжении многих столетий они существовали только в устной форме. Слово «веда» означает «знание», точнее, высшее духовное знание, и потому памятки вед приверженцами индуистской религии считаются вечно существующим и бессмертным божественным откровениям.
Рядом с тем веды имеют непереходную литературную ценность. К их слогу входят произведения в стихах и прозе, гимны богам и фольклорные песни, героические легенды и притчи, дидактические установки и философские комментарии.
В ведах отразились представление давних индийцев об окружающей среде, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали.
Всего известно четыре веды: Ригведа - веда гимнов, Самаведа - веда напевов, яджурведа - веда жертвенних выражений и Атхарваведа - веда заклинаний. Они были созданные для четырех групп жрецов, которые выполняют определенные действия во время жертвоприношения: Рігведа адресованная главному жрецу, который поет гимны и общается с богами, Самаведа - знатоку мелодий, яджурведа - организатору жертвоприношений, Атхарваведа - брахману, который руководит всем процессом.
Ригведа - древнейшая часть вед. Она состоит из 1028 гимнов разного объема и содержания. Они сгруппированы в книги, или мандали, и сосредоточенные вокруг нескольких мифов, которые составляют ядро сборника и служат определенным образцом.
Содержание большинства гимнов составляет прославление богов и просьба жерт-вувачей.
Культ ведийских богов имеет в основе представления о своеобразном кругообороте жертвенных даров. Верующий приносит жертву и восхваляет добродетели богов: военные подвиги Индры - бога грома и молнии, главного бога Ригведи; Агни - бога священного огня и домашнего костра, второй по значению бога вед; Сурии - бога Солнца, всевидяще глаз богов. В знак благодарности верующий получает то, чего желал,- богатство, потомков, прощение.