x x
menu

Материал для раскрытия характера Пети Ростова

Петя знал, что его герой, Денисов, был храбрее и благороднее всех людей, но эта новая замеченная в нем черта чувствительности в высшей степени тронула Петю». Отношение Денисова к пленному мальчику усилило в его глазах героизм Денисова и привело к размышлениям о том, что Денисову, «а не этому старому Кутузову» быть главнокомандующим. Детские рассуждения Толстой освещает добродушной иронией: «Петя имел очень низкое мнение о Кутузове». Ласка и мягкость самого Денисова к французу позволили Пете, не стесняясь своей чувствительности, заботиться о пленном французском мальчике.

Эпизод с пленным барабанщиком будет позднее еще более развит. Рукопись перебелена, и автор вновь работает над ней. В центре его внимания опять Петя Ростов. Создается предыстория его появления в партизанском отряде. «Петя Ростов, покинув при выезде из Москвы своих родных и присоединившись к своему полку, скоро после этого из полка перешел в ординарцы к генералу, командовавшему важной частью». Автор подробно анализирует душевное состояние юноши, впервые попавшего в обстановку войны. Поступив в действующую армию, Петя «испытывал то тяжелое чувство не столько разочарования, сколько недовольства собой, которое испытывают все искренние и пылкие молодые люди, испытывая па деле войну, о которой, благодаря ложному ходячему мнению, у них составилось совершенно противоположное понятие».

Главная задача этого наброска - показать, в чем заключалось разочарование Пети, и рассказать, каким образом он попал в партизанский отряд Денисова. «Вместо торжественных с знаменами, музыкой сражений, Петя видел какую-то кутерьму. Вместо героя полководца он видел дряхлого старика, про которого рассказывали неприличные анекдоты, так Толстой напомнил об отношении в верхах армии к Кутузову в этот период войны. Вместо сынов отечества, жертвующих собой, были генералы, игравшие в бостон и ссорившиеся между собой, вместо общего мужества, большая часть людей боялась смерти и ран. Петя не знал тогда, что все эти генералы и даже его начальник, который почти всякий день, был пьян и очень не любил быть под огнем, что все эти генералы будут описаны в шлемах и бронях, летающими перед полками. Петя не отдавал себе отчета о том, как все это было, и не позволял себе судить о том, что он видел, но он испытывал недовольство собой, считал, что он виноват в том, что с ним не случается ничего геройского. Он все время был как в тумане. Ему все казалось, что там, где его теперь нет, там-то совершается самое хорошее, героическое, и он все торопился поспеть туда, где его не было».

Толстой наметил, как будут развиваться партизанские сцены. Определены эпизоды, в которых будет участвовать «неоцененный чело век для партии» Тихон Щербатый: «Тихон с кавалеристами бегает, соперничает с казаками». «Его учат, а он притворяется». «Учит мужи ков, как бить». И наконец, заметка, относящаяся ко всей партии: «Устали вечером,  возвращаясь,  а нечего делать,  опять надо идти».

Не в рассуждениях, а в действии показывает Толстой, как постепенно в новой обстановке, среди партизан изменялась психологии Пети, его восприятие войны. «Петя, с первых же дней своего поступления в партизаны боявшийся и опасности и жестокости, теперь уже вполне усвоил себе тот охотничий дух, который чувствовался во всех этих людях». Как при описании чувств Николая Ростова во время первого в жизни боя, так и теперь Толстой передает ощущения Пети, сравнивая войну с охотой, причем не с охотой вообще, а с той знакомой сценой охоты в Отрадном, где было передано в мельчайших подробностях напряженное состояние всех участников. С первого же дня, когда Петя «с казачьим офицером и 50 человеками засел в лес и выжидал французов, он, увидав их, почувствовал то же чувство, которое он испытывал в Отрадном, выжидая из острова лисицу».

Толстой продолжает углублять найденное сравнение: «Убивать людей и подставлять свою жизнь было бы невозможно, ежели бы Не было этого бессмысленного чувства охоты - охоты на людей». Петя, как показывает Толстой, «испытал то же, как в охоте, поглощение всех других чувств и мыслей одним желанием взять его - зверя, а теперь человека. И желание это было так сильно, что нельзя было думать о себе и о нем,- надо его взять во что бы то ни стало».

Толстой стремится как бы проникнуться настроением Пети, пережить вместе с ним все необычные для него впечатления. Только так можно было психологически верно представить поступки юного героя. Пройдя вместе с Петей его короткий путь, Толстой отбросил много раз исправлявшийся пространный текст и создал заново рассказ о первых днях пребывания Пети в партизанском отряде. С некоторыми частными изменениями новый вариант дошел до печати. В нем отражены стремления и поступки растревоженного юного офицера, внутренняя же мотивировка их читается не в авторских сообщениях, а в подтексте.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать