x x
menu

Марина Цветаева великий поэт русской литературы

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и творца одного из лучших московских музеев (ныне музея изобразительных искусств), до определенного времени оставалось скрытым, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, приучая их к музыке, к культуре.

«После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», - со временем напишет Марина. Характер у Марины Цветаевой был тяжелый, неустойчивый. Илья Эренбург, который хорошо знал ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную вежливость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок». Один раз Цветаева случайно оговорилась по сугубо литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь». Жила она сложно и тяжело, не знала и не искала покоя, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности» у нее «ограничивается детьми и тетрадями».

Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве в тихом подмосковном Тарусе, частично за границей. Училась она много, но, из-за семейных обстоятельств, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цвєтаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как и всякий ребенок, «сделать все сама». Только теперь это было не игра, не рисования, не пение, а написание слов. Самой хотелось найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи с шести-семи лет, а потом - дневники и письма. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом».

Его заметили и одобрили такие влиятельные и требовательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев,  Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, своеобразностью и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности упасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые мелочи»: «Безусловно талантливая Марина Цветаева может дать нам действительную поэзию личной жизни и может, при той легкости, с которой она, кажется, пишет стихи, растратить все свои таланты на ненужные, хотя и утонченные пустячки». В этом альбоме Цветаева переливает свои переживания в лирические стихи о неосуществленной любви, о бесповоротности прошлого и о верности любящей:

  • Ты все мне поведал - так рано!
  • Я все разглядела - так поздно!
  • В сердцах наших вечная рана,
  • В глазах молчаливый вопрос...
  • Темнеет... Захлопнулись ставни,
  • Над всем приближение ночи...
  • Люблю тебя, призрачно-давний,
  • Тебя одного - и навек!

В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, которая мечтает о любви. «Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии. Таковы основы первого простроенного Мариной Цветаевой дома поэзии. Какой он еще пока ненадежный, этот дом, какие шаткие его некоторые части, созданные полудетской рукой! Немало инфантильных строк - впрочем, целиком оригинальных, ни на чьи не похожие:

  • «Кошку завидели курочки,
  • Стали с индюшками в круг...»
  • Мама у сонной дочурки
  • Вынула куклу из рук.
  • («В кроватке»)

Но некоторые стихи уже предрекали будущего великого поэта. В первую очередь - безудержная и страстная «Молитва», написанная поэтессой в день 17-летия, 26 сентября 1909 года:

  • Христос и Бог! Я жажду чуда
  • Теперь, сейчас, в начале дня!
  • О, дай мне умереть, покуда
  • Вся жизнь как книга для меня.
  • Ты мудрый, ты не скажешь строго:
  • «Терпи, еще не кончен срок».
  • Ты сам мне подал - слишком много!
  • Я жажду сразу - всех дорог!
  • Люблю и крест, и шелк, и каски,
  • Моя душа мгновений след...
  • Ты дал мнет детство - лучше сказки
  • И дай мне смерть - в семнадцать лет!

Нет, она совсем не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком («Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»). Она жадно любила жизнь и, как поэт-романтик, предъявляла ей требования огромные, часто - непомерные. В стихе «Молитва» скрытое обещание жить и действовать: «Я стремлюсь ко всем дорогам!». Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества. В стихах «Вечернего альбома» рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь нехитрую оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки.

В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям, в первую очередь о маме и о сестре Асе. «Вечерний альбом» завершается стихом «Еще молитва». Лирическая героиня молит Творца послать ей простую земную любовь. В лучших стихах первой книги Цветаевой уже ощущаются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между минутным и вечным. Вслед за «Вечерним альбомом» появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг» (1913 г.) - оба под маркой издательства «Оле-Лукойе», домашнего предприятия Сергея Ефрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - «замечательная и победная» - жила уже очень напряженной душевной жизнью. 

  • Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русскому языку. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:
    Над городом, отвергнутым Петром,
  • Перекатился колокольный гром.
  • Гремучий опрокинулся прибой
  • Над женщиной, отвергнутой тобой.
  • Царю Петру, и вам, о царь, хвала!
  • Но выше вас, цари, колокола.
  • Пока они гремят из синевы -
  • Неоспоримо первенство Москвы.
  • И целых сорок сороков церквей
  • Смеются над гордынею царей!

В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не наилучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится об утомленной страсти лирической героини. В наиболее удачных стихах воспевается радость земного бытия и любви:

Мировое началось во мне кочевье:

  • Это бродят по ночной земле - деревья,
  • Это бродят золотым вином - грозди,
  • Это странствуют из дома в дом - звезды,
  • Это реки начинают путь - вспять!
  • И мне хочется к тебе на грудь - спать.

Много со своих стихов Цветаева посвящает поэтам-современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Ефрону.

  • ...В певучем граде моем купола горят,
  • И Спаса светлого славит слепец бродячий...
  • - И я дарю тебя свой колокольный град, Ахматова!
  • - И сердце свое в придачу.

Но все они были для нее лишь побратимами по перу. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она уважала не как побратима по «древнему ремеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Творчество лишь одного Блока восприняла Цветаева как высоту настолько поднебесную, что восхищенными стали все ее стихи, посвященные Блоку в 1916 и 1920-1921 годах. Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только содержание, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: «Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое». Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значимости. Мелочи как таковые у Цветаевой просто перестают существовать, люди, события, факты - всегда объемные.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать