Максим Рыльский «Молюсь и верю…», «Сладкий мир!». Мотивы поисков душевного равновесия, красоты в жизни и в душе

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:   углубить знания учеников о жизненном и творческом пути поэта, через процесс работы над поэзиями постичь патриотизм М. Рыльского, учить выразительно читать поэзию, выяснить ее идейно-художественную ценность; на примере жизни художника воспитывать у учеников трудолюбие, ощущение красоты художественного слова.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация проектов (слайды), аудиозапись стиха «Розы и виноград», эпиграфы.

  • О, тихая пристань рабочего стола,
  • Где еще на якорях дремлют верные рифмы,
  • Где мысли мачтами поднимаются стройными,
  • Летят образы, как надводная мгла!
  • Максим Рыльский.

 

  • Все для человека и всегда с человеком. Это завещание Максим Рыльский пронес сквозь бурю и снег, сквозь всю свою жизнь.
  • Михаил Стельмах.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

Выскажите свои взгляды, мысли относительно сказанного в эпиграфе урока.

ІІ. Проверка домашней задачи.

2. Конкурс на лучшего чтеца наизусть поэзии Н. Зерова.

 Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1.         Вступительное слово.

В 1920-х годах М. Рыльский принадлежал к художественной группировке «неоклассиков». На протяжении десятилетия вышло десять книг поэзий, среди которых «Синяя даль» (1922), «Поэмы» (1925), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Гул и отголосок» (1926), «Где сходятся дороги» (1929) и несколько книг поэтических переводов.

Как и остальные неоклассики, Рыльский непосредственно своим творчеством не реагировал на политические поэзии и на протяжении 1920-х годов полно изолировался от советской действительности, лишь иногда в открытой форме или в виде иронических откликов проявлял негодование против идейно-политической и литературной атмосферы, которая властвовала тогда. Такое поведение поэта вызвало острые нападения официальной критики, которая, наконец, закончилась арестом НКВД в 1931 г., после чего он почти год просидел в Лукьяновской тюрьме. После заключения Остап Вишня забрал его к себе в Харьков на несколько дней в гости. Его товарищи-неоклассики М. Драй-Туча, П. Филипович, Н. Зеров были репрессированы и погибли в концлагерях.

3. Психологический эксперимент.

Вы - Н. Зеров, друг М. Рыльского. Попробуйте от его имени рассказать о раннем творчестве Рыльского.

Раннее творчество М. Рыльского (ориентировочный ответ).

Здесь поэт искренний, откровенный, открыто говорит о своих настроениях и чувствах, так как самый открытый человек бывает именно тогда, когда над ним не стоят негласные запреты. Тем не менее, М. Рыльский не спешил писать о революции, тех общественных движениях и изменениях, которые происходили в стране.

Поэт много внимания уделял пейзажной лирике, так как в той бушующей неспокойной жизни, в той круговерти войн и смертей, которая сопровождала первые три десятилетия ХХ ст., именно природа осталась единственной отрадой, чистым, незапятнанным человеческой ненавистью источником вдохновения:

  • Молюсь и верю, Ветер играет
  • И пьяно веет вокруг,
  • И голубые дрожащие стаи
  • Черкают неба берега.

На лоне природы лирический герой задумывается над быстротечностью жизни, над тем, что нет ничего вечного, что человеческая жизнь - лишь малая капля в огромном океане вечности. Тем не менее, эта капля является частью большого, и в ней содержится вся Вселенная:

  • Разве я не капля малая,
  • Что мир необъятный обняла!
  • Лишь почвы своей не нашла,
  • Лишь крылья родимые потеряла.

Удивительно, что человек (М. Рыльский), которому едва исполнилось двадцать лет, задумывается над вопросами жизни и смерти, роли человека в этом мире, достигает философских глубин. И этому оказывало содействие не только хорошее образование, но и те тяжелый условия, в которых он рос, в которых формировалось его мировоззрение.

Известно, что война принуждает детей быстро взрослеть, и именно поэтому у молодого поэта появляются мысли взрослого человека. Но и здесь не ощущается мотивов разочарования жизнью, бесполезности всех человеческих попыток оставить о себе след. Наоборот, поэт уверен, что следует жить, наслаждаться каждым днем, который дарит нам жизнь:

  • Минуют дни, минует лето...
  • Но зачем тоскуем по нему?
  • Прозрачный стакан доверху налит
  • Вином красным и хмельным!

Особенностью его индивидуального стиля является богатство ритмических и интонационных ходов, исключительная мелодичность, музыкальность стиха, богатство тропов-метафор, аллегорий, персонификации и сравнений. Характерным для Рыльского стало постоянное обновление поэтического словаря, насыщение его словами ежедневного употребления, умение пробить поэтическими обычные, «прозаичные» слова и понятия. Как опытный знаток классики, человек эрудированный, он широко использует исторические и литературные ассоциации, параллели, которые создает особый колорит поэтических произведений. Поражают в стихах развернутые образы-символы, среди которых известнейшими являются образы розы и винограда. (Поэтическая минутка. Слушание в аудиозаписи поэзии «Розы и виноград»).

М. Рыльский - поэт-ученый, поэт-эрудит. В царстве мудрости и красоты он исповедует идеал высокообразованного художника, он весь в поисках красоты и душевного равновесия. Стих «Сладкий мир», написанный в форме сонета, принадлежит к ранней лирике поэта. Почему так хорошо жить на свете? Наверное, ощущение счастья состоит из мелочей: бело-голубое  небо, солнце, тонкие ветви деревьев, взгляд любимой. Уже этого достаточно, чтобы, несмотря на «долгие мучения бессердечных лет», понять всю красоту жизни и сказать: «Сладкий мир!».

4.         Выразительное чтение наизусть учителем поэзии «Сладкий мир!» (см. дополнение к уроку).

5.         Слово учителя.

Тема исповеди находит продолжение в поэзии «Молюсь и верю». Это произведение любовно-философского направления. Лирический герой сознается в любви ко всему миру, ко всему, что его окружает. Произведение имеет выразительный жизнеутверждающий мотив.

Чтение стиха учителем.

6.         Теоретический практикум.

Ролевая игра (анализ стихов «Сладкий мир!», «Молюсь и верю»).

Такую работу можно предложить выполнять по вариантам или группам.

Наблюдатели за движением сюжета (задача: определить композицию произведения).

•          Искатель (задача: определить ключевые образы произведения).

•          Иллюстратор (задача: определить, какие языковые средства оказывают содействие эмоциональной заряженности произведения. Лексика, тропы, фигуры, фоника).

•          Протоколист (задача: определить стихосложение: виды рифмы, способ рифмования, стихотворный размер, вид строфы).

•          искатель необыкновенных слов (задача: отделить и прокомментировать зрительные и слуховые образы, художественные детали).

IV.       Закрепление изученного материала.

1.         Стилистический эксперимент «М. Рыльский — переводчик».

 Задача: приведите свой вариант перевода из «Евгения Онегина», сравните с мастерским переводом поэта-классика.

•          «Любви все возрасты покорны» («любви каждый возраст подвластный»);

•          «хандра ждала его на страже» («скука его караулила»);

•          «шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» («шипение вспененных напитков и пунша пламень голубой»).

2.         Продолжите мысль.

•          «Стихи юного поэта свидетельствовали...».

•          «Лирический герой ранней лирики...».

•          «Ранние поэзии раскрывают...».

•          Стихи М. Рыльского поражают..., вызывают у меня..., принуждают задуматься...

V.        Домашняя задача.

1.         Составить пирамиды жизненных ценностей Павла Тычины, Николая Зерова и Максима Рыльского. У кого жизнь содержательнее, духовно богаче?

2.         Выучить поэзию М. Рыльского (на выбор).

 

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector