Любовь к родине, лирические чувства человека, христианские мотивы, гражданские стихотворения - о чем бы ни писал Есенин, его поэзия завораживает и манит, заставляет проникать все глубже и глубже в тайны души поэта, открывать свое сердце навстречу взволнованным поэтическим строкам. Приехав в 1912 году в Москву - молодым, романтически настроенным человеком, свято верящим в благородный подвиг, в святую правду, в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу, - поэт был намерен достойно прожить жизнь, ничем не очернив свою душу. Но трагическое время постоянно гнуло, ломало и в конце концов погубило его. В лирике Есенина отразилась вся трепетная и живая натура поэта, вся его сложная и переменчивая судьба. Больше всего на свете Есенин любил жизнь. И считал, что продолжать жить стоит, несмотря ни на что. Об этом он откровенно и со всей уверенностью заявляет в стихотворении «Собаке Качалова»:
- Пожалуйста, голубчик, не лижись.
- Пойми со мной хоть самое простое.
- Ведь ты не знаешь, кто такое жизнь,
- Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Эта великая, всеобъемлющая любовь долгое время была путеводной звездой в жизни Сергея Есенина. Стараясь «забыть ненужную тоску», любовью «тоску леча», он создает прекрасное произведение - цикл стихотворений «Персидские мотивы», где рисует образ голубой и веселой страны, образ ласкового и шафранного рая; раскрывает искусство любви, воспевает ее гармонию и красоту. Любовь предстает здесь во всем своем многообразии, во всей своей полноте: от подарков любимой, ласковых речей, обещаний, душевного чувства, ласк - до рыцарского комплекса исключительности своей возлюбленной, до любви-прощения, любви, в которой исчезает ненависть, до красоты любовного страдания, до ревности, без которой умирает всякая любовь.
- Шаганэ ты моя, Шаганэ!
- Потому, что я с севера, что ли,
- Я готов рассказать тебе поле,
- Про волнистую рожь при луне.
- Шаганэ ты моя, Шаганэ.
- Потому, что я с севера, что ли.
- Что луна там огромней в сто раз,
- Как бы ни бщл красив Шираз,
- Он не лучше рязанских раздолий,
- Потому, что я с севера, что ли.
Эти воспоминания одинаково волнующие и грустные, потому, вспоминая о русском поле, он просит любимую:
- Про волнистую рожь при луне
- По кудрям ты моим догадайся.
- Дорогая, шути, улыбайся.
- Не буди только память во мне
- Про волнистую рожь при луне.
Есенин часто уходил от реальной жестокой жизни в мир грез, мир природы, мир собственной души. Но вместе с тем он раскрывал перед нами свою душу, отдавал ее людям - всю без остатка. И для того, чтобы наиболее точно передать малейшие оттенки чувств, поэт выбирал самые красивые, самые возвышенные и лирические слова, самые меткие метафоры. При этом сравнения, параллелизмы, метафоры - это не только форма, это, прежде всего, выражение есенинского мироощущения.
Поэтическую высоту С. Есенина наиболее ярко выразил образ зимы, ставший не просто образом природы, а в большей степени - образом вселенского мира, душевным состоянием лирического героя: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...», « Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг». Начиная изучать творчество этого прекрасного поэта, мы встречаемся с миром одухотворенной природы, с радостным отношением автора к миру как Божьему дару. Нежная и чувственная любовь к женщине, не менее страстная и глубокая любовь к родине - вот основные мотивы ранней лирики Сергея Есенина:
- Гой ты, Русь, моя родная,
- Хаты - в ризах образа...
- Не видать конца и края
- Только синь сосет глаза.
- Пахнет яблоком и медом
- По церквам твой кроткий Спас.
- И гудит за корогодом
- На лугах веселый пляс.
- Побегу по мятой стежке
- На приволь зеленых лех.
- Мне навстречу, как сережки.
- Прозвенит девичий смех.
Поэт восхищался церквами, колокольнями и другими религиозными атрибутами. Он чтил христианские праздники и неоднократно включал их образы в свои стихотворения. Он также искренне исповедовал христианскую веру, верил в Бога, потому что этого требовала его душа. Однако его вера была во многом своеобразной: он представлял Христа неким гением, одаренным светлым умом человека, наделенным благородной душой, являющимся образцом любви к ближнему. По глубокому убеждению поэта, Бог указал, как надо жить, но не сказал, ради чего следует жить. Его очень глубоко интересовал этот вопрос - вопрос о предназначении человека, о его роли на земле. И Есенин пришел к выводу, что истина жизни - в единстве всего мира, что «все люди - одна душа». И эта мысль неоднократно высказывалась в его произведениях. Более того, одна, единая душа - это не только люди, это и природа, и Бог, и Вселенная:
- Между сосен, между елок,
- Меж берез кудрявых бус.
- Под венком, в кольце иголок.
- Мне мерещится Исус.
- Или:
- Схимник-ветер шагом осторожным
- Мнет листву по выступам дорожным
- И целует на рябиновом кусту
- Язвы красные незримому Христу.
Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником: «Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья». Лирический герой раннего Есенина - это пастух в хоромах природы: «Я - пастух; мои палаты - межи зыбистых полей». Следует сказать, что природа для поэта - это не просто леса и поля, не просто ручьи и реки. Любовь к природе, к родным рязанским полям перерастает у него в огромную поэму любви к России:
- О Русь - малиновое поле
- И синь, упавшая в реку,
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
В пейзажной лирике Есенина особенно ярко отразилась вся Русь - живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль. И здесь поэт - настоящий сын своей родины, сострадающий «стране березового ситца». А сострадая, он не может скрыть своего возмущения, своих бунтарских настроений. Так лирика С. Есенина постепенно переполняется мятежным духом:
- Я одну мечту, скрывая, нежу,
- Что я сердцем чист.
- Но и я кого-нибудь зарежу
- Под осенний свист.
- И меня по ветряному свею,
- По тому ль песку,
- Поведут с веревкою на шее
- Полюбить тоску.
Он действительно полюбил тоску. Точнее, жизнь заставила его впустить тоску в свое сердце и в свою лирику. Теперь уже далеко в прошлое уходит «хмельной от радости » лирический герой и появляются пригорюнившиеся «девушки-ели», метель, которая плачет, «как цыганская скрипка», черемуха, что «спит в белой накидке». Поэт переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Родина становится другой, но от того не менее любимой. И никакие разочарования не способны погубить поэзию в душе Есенина:
- Приемлю все.
- Как есть, все принимаю.
- Готов идти по выбитым следам.
- Отдам всю душу октябрю и маю.
- Но только лиры милой не отдам.
Хотя на самом деле он никогда так и не принял «коммуной вздыбленную Русь». Не принимая новую жизнь, не понимая смысла происходящих перемен, лирический герой вынужден уступить ей место. И в его стихотворениях звучит теперь скорее отчаяние, а не надежда:
- Теперь и Богу негде помолиться.
- Уж я хожу украдкой нынче в лес,
- Молюсь осинам... Может, пригодится...
Поэт впустил в свою душу покой. Он получил все сполна, испытал все, что хотел испытать, был «каждый день у других колен». Он прошел путь от крайностей, от мятежности к покою и примирению с жизнью. И все, что видел, что познал, что прочувствовал сердцем, высказал в своих стихах. Потому суждено было настать тому моменту, когда он сказал себе: «Стой, душа. Мы с тобой проехали через бурный положенный путь». В своей последней поэме «Черный человек» , навеянной «Моцартом и Сальери» А. С. Пушкина, лирический герой С. Есенина побеждает собственные внутренние терзания, утверждает в душе согласие своих полярных «я». Он не только принимает мир таким, каков он есть, но и себя - как данность, как природное целое. Взявший свое начало в родной земле, в родной природе, он слился с ней полностью при жизни и остался с ней навсегда. А его стихи, поражающие своей красотой и искренностью, продолжают жить в памяти людей, наполняя их то спокойной радостью, то тихой грустью, то восторгом, то тревогой или протестом, то согласием и смирением, то возмущением и жаждой битвы.