М.Булгаков “Собачье сердце” Доктор Борменталь. Характеристика доктора Борменталя из повести М.Булгакова “Собачье сердце”

Борменталь Иван Арнольдович, доктор, учившийся у профессора Преображенского, оказался в его квартире не случайно. Когда-то давно, в юношеские и голодные для него годы, молодой студент-медик появился на кафедре маститого ученого. Выдающийся хирург сразу обратил внимание на увлеченного наукой студента. Он по достоинству оценил стремление юноши к знаниям и его добросовестное, ответственное отношение к учебе. Профессор приблизил к себе молодого студента, впоследствии из которого получился блестящий доктор.

Борменталь стал незаменимым помощником профессора, его постоянным ассистентом, и просто настоящим другом. Иван Арнольдович хорошо помнил то время, когда его, голодного, и никому не известного студента, приютил Преображенский. Он не только передал Борменталю все свои знания, но относился к нему по-отечески, видя в том своего истинного последователя и приемника.

Вместе со своим наставником Борменталь участвует в новом для науки эксперименте. Они с энтузиастом занимаются геронтологией, и готовятся к проведению опыта. Наконец настало время, когда долгожданная операция была проведена. Однако, пересадив Шарику гипофиз и семенники Клима Чугункина, ученые столкнулись с совершенно неожидаемым феноменом. Вместо того, чтобы путем пересадки органов получить совершенно чистую и новую модель для последующих в нее вложений нравственных и моральных принципов, воспитания образованной и всесторонне развитой личности, ученые увидели перед собой человека, характер которого соответствовал образу жизни вора и алкоголика Чугункина. К тому же, новоявленное подобие человека сохранило в себе жгучую собачью ненависть к представителям кошачьих, и привычку выискивать блох. Со временем, когда Шариков познакомился со Швондером, в нем стали развиваться цинизм, грубость, наглость и хамство.

Будучи благодарным профессору Преображенскому за свою блестящую карьеру и многообещающее будущее, испытывая к нему самые добрые чувства, Борменталю пришлось поселиться у своего учителя. Ему стало необходимым защищать профессора и остальных обитателей квартиры от грубых и безнравственных выходок нового жильца. Он всеми силами старался привить Шарикову элементарные правила приличия, указывал на ошибки в поведении, приобщал к культуре и искусству. Сталкиваясь с голым цинизмом и неистребимой наглостью Шарикова, доктору порой приходилось прибегать и к физической силе, чтобы утихомирить разбушевавшегося подлеца.

Сначала, когда операция была успешно проведена, и подопытный стал приобретать человеческий облик, Борменталь был поражен профессионализмом и мастерством своего учителя. Это был прорыв в науке, величайшее открытие. Однако, со временем ученые убедились в том, что они создали не нового человека, а оживили антисоциального преступника, вложив в тело безобидного пса органы Чугункина.
Борменталь, более молодой, жесткий и энергичный ученый, перед которым открыты широкие перспективы, стал настаивать над уничтожением полученной ими сущности. Профессор Преображенский сначала сопротивлялся требованиям молодого коллеги, но, в определенный момент, и он понял, что повторная операция неизбежна. Здравый смысл и разум молодого специалиста одержали верх, и ученые избавили общество от социально опасного элемента, возвратив к жизни милого и преданного пса.
В сущности, автор фантастической повести доказывает, что грубое и насильственное вмешательство человека в то, что создано природой, необоснованно, и противоестественно самой природе. Оно несет разрушения и хаос, проблемы и мировые катастрофы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент