Поэзию Сергея Есенина знают и любят и учителя и ученики. Но понять глубину содержания даже хорошо известных хрестоматийных текстов сложно без знания жизни стихотворца, без погружения в атмосферу времени, в котором он творил, любил, общался, спорил и ненавидел, которое принимал и одновременно отрицал. Другими словами, без погружения в бесконечную поэтическую Вселенную.
Как показывает практика, для знакомства СО всем этим многоплановым материалом, включающим И биографические, и исторические, и литературоведческие пласты, уроков не хватает. Необходимо использовать возможности, которые предоставляет учителю-сло-веснику внеклассная работа. Именно поэтому представляется целесообразным предложить вниманию читателей литературно-музыкальную композицию, построенную по принципу панорамного отображения действительности. Ее автор - кандидат филологических наук М. Я. ЛЕВЯНТ (Республика Молдова) - использовала не только стихи, но и воспоминания современников, фрагменты стенограмм литературных дискуссий, писем, что дает возможность ощутить сам дух той переходной и тревожной эпохи. Все это поможет и зрителям, и участникам спектакля войти в сложное мироздание большого русского поэта накануне его столетнего юбилея.
Среди действующих лиц выделяется образ Владимира Маяковского, своеобразного поэтического антипода Есенина, колоритная фигура которого позволяет воспроизвести контрастность, необходимую для естественности и полноты портрета.
Распределить роли между учащимися учителю поможет знание их индивидуальных способностей и наклонностей. А оформить сцену - эстетический вкус и чувство есенинской эпохи. Можно рекомендовать использовать фотографии поэта и его собратьев по перу, репродукцию афиши его выступлений на поэтических диспутах, плакаты с названием журналов, в которых печатались его стихотворения, издательств, которые выпускали его книги. Дополнением к общему оформлению могут стать такие атрибуты-символы, как веточки любимой поэтом березы, гроздья-искры из «костра рябины красной», а возможно, и чья-либо собака, потомок тех четвероногих, которым Есенин посвящал трогательные и пронзительные строки. Все это поможет создать зрительный образ Вселенной Есенина.
Ведущий.
Из воспоминаний N. Асеева:
Маяковский очень стремился объединить вокруг «Лефа» наиболее ярких писателей... Помню, как он пытался привлечь к сотрудничеству Сергея Есенина... Тот с места в карьер запросил входжения группой. Маяковский, полусмеясь, полусерьезно, возразил, что сниматься, оканчивая школу, хорошо группой. «А у вас же есть группа?» - вопрошал Есенин. «У нас не группа, у нас - планета». На планету Есенин соглашался... Потом он стал настаивать, чтобы ему в полное распоряжение дали отдел. А вот называться он будет «Россиянин». «А почему не «Советянин»? - спросил Маяковский.
Маяковский.
- На сотни эстрад бросает меня,
- на тысячу глаз молодежи.
- Как разны земли моей племена,
- и разны язык и одежи.
- Заводы. Березы от леса до хат
- бегут, листками вороча.
- И чист, как будто слушаешь МХАТ,
- московский говорочек.
- Лечу ущельями, свист приглушив
- снегов и папах седины,
- сжимая кинжалы, стоят ингуши,
- следят из седла осетины.
- Тифлисцев узнаешь и метров за сто.
- Гуляют часами жаркими
- в моднейших шляпах, в ботинках носатых
- этакими парижаками.
- Используй, кто был безъязык и гол,
- свободу советской власти.
- Ищите свой корень и свой глагол,
- во тьму филологии влазьте...
- Звучит песня на ел. Есенина «Письмо к матери» (муз. В. Липатова).
Есенин.
Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать... Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя. Нашу печь, петуха и кров. И на песни мои прольется МОЛОКО твоих рыжих коров.
Маяковский.
- Алло!
- Кто соворит?
- Мама?
- Мама!
- Ваш сын прекрасно болен!
- Мама!
- У него пожар сердца...
- Скажите сестрам Люде и Оле...
- Ему уже некуда деться.
- Каждое слово,
- даже шутка,
- которое изрыгает горящим ртом он,
- выбрасывается как голая проститутка
- из горящего публичного дома.
- На лице обгорающем
- из трещины губ
- обугленный поцелуишко броситься вырос.
- Мама! не могу. У церковки Сердца занимается клирос!
Ведущий. Даровитый юноша, Есенин, прямо из деревни попадает в город и здесь втягивается в кабацкую жизнь, начинает пьянствовать и развратничать.
Звучит песня «Эх, загулял, загулял, парень молодой...»