x x
menu

Литературная деятельность Чернышевского

Сложившееся к 1850 году убеждение Чернышевского о необходимости революции в России сочеталось с  трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ  мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма  долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может  быть, надолго только увеличится угнетение и т.д. - что мирное, тихое развитие невозможно».  Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ  о Лили и Гете, повесть о Жозефине, «Теория и практика»,  «Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандидатом, после кратковременной работы репетитором во Втором кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим  учителем словесности в Саратовской гимназии (1851-  1853), где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут  каторгой».  Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра и работая  над диссертацией «Эстетические отношения искусства к  действительности».

Диспут по представленной еще осенью  1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10  мая 1855 года и явился манифестацией материалистических  идей в эстетике, вызвав раздражение университетского  начальства. Диссертация была официально утверждена в  январе 1859 года.  Параллельно шла журнальная работа, начатая летом  1853 года рецензиями в журнале «Отечественные записки». 

Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отставку, занимался журнальной работой для «Современника»  Н.А.Некрасова.

Сотрудничество в этом журнале (1859- 1861) пришлось на период общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и  Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала. 

С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике»  отдел критики и библиографии. В конце 1857 года он  передал его Добролюбову и сосредоточился преимущественно на политической, экономической, философской  темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей  реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный  ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля 1861  года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Письмах без адреса», написанных после реформы и адресованных фактически Александру II (опубликовано за границей  в 1874 году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на  крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с  Чернышевским прибегал к нелегальным формам борьбы. 

Чернышевский написал революционную прокламацию  «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».  В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения все более привлекает деятельность  Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым  конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного. В июне 1862 года было запрещено на восемь  месяцев издание «Современника».

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста послужило перехваченное на границе  письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось издавать «Современник» в Лондоне или Женеве. В тот же день  Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до вынесения приговора - гражданской казни, состоявщейся 19 мая 1864 года  на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках,  с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу  Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия прямых улик.  В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля  1863 года, был написан роман «Что делать? Из рассказов о  новых людях». За ним последовали оставшиеся незаконченными повесть «Алферьев» (1863) и роман «Повести в повести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь  роман «Что делать?»  В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с  сентября 1865 года - в тюрьме Александровского завода. 

Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась  преддверием к худшему испытанию - поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием,  и климат оказался губительным.  Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и  мог общаться только с жандармами и местным якутским  населением; переписка была затруднена, а часто специально задерживалась.

 Только в 1883 году, при Александре III,  Чернышевскому было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена климата очень повредила его здоровью.  Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению имени и сочинений Чернышевского - его  слава мыслителя и революционера росла. По приезде в  Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной  литературной деятельности, но публикации его работ, хотя  и под псевдонимом, были затруднительны.  В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение  вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы,  несмотря на резко ухудшающееся здоровье.

Умер от кровоизлияния в мозг и похоронен в Саратове.  В разностороннем наследии Чернышевского важное  место занимают работы по эстетике, литературная критика,  художественное творчество. Во всех этих областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день споры. К  Чернышевскому применимы его собственные слова о Гоголе как писателе из числа тех, «любовь к которым требует  одинакового с ними настроения души, потому что их  деятельность есть служение определенному направлению  нравственных стремлений». 

В романе «Что делать? Из рассказов о новых людях»  Чернышевский продолжил открытую Тургеневым в «Отцах  и детях» тему нового общественного деятеля, в основном  из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».  Романтический пафос произведения - в устремленности к социалистическому идеалу, будущему, когда тип  «нового человека» станет «общею натурою всех людей».  Прообразом будущего выступают и личные отношения  «новых людей», разрешающих конфликты на основе гуманной теории «расчета выгод», и их трудовая деятельность.  Эти подробно освещенные сферы жизни «новых людей»  соотнесены с потаенным, «эзоповым» сюжетом, главным  героем которого выступает профессиональный революционер Рахметов. 

Тема любви, труда, революции органично связаны в  романе, герои которого исповедуют «разумный эгоизм»,  стимулирующий нравственное развитие личности.  Реалистический принцип типизации последовательнее  выдержан в Рахметове, суровое мужество которого продиктовано условиями революционной борьбы начала 60-х  годов. Призыв к светлому и прекрасному будущему, исторический оптимизм Чернышевского, мажорный финал сочетаются в романе с осознанием трагической судьбы его  «новых людей»: «...еще немного лет, быть может и не лет,  а месяцев, и станут их проклинать, и они будут согнаны со  сцены, отпиханные, странимые». 

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На  фоне многочисленных обвинений Чернышевского в безнравственности и прочем, выделяется серьезностью разбора статья Р.Р.Страхова «Счастливые люди». Признав жизненную основу и «напряжение вдохновения» автора,  «органический» критик оспорил рационализм и оптимизм  «новых людей» и отсутствие между ними глубоких конфликтов.  М.Е.Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей  идее романа, отметил, что в ее воплощении автор не мог  избежать некоторой произвольной регламентации подробностей».   

Н.Г.Чернышевский считал: «...Только те направления литературы достигают блестящего развития,  которые возникают под влиянием идей сильных и живых,  которые удовлетворяют настоятельным потребностям  эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои  особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени  составляют два стремления, тесно связанные между собой  и служащие дополнением одно другому: гуманность и  забота об улучшении человеческой жизни». 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать