x x
menu

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ. ЛЕГЕНДЫ ОБ ИВАНЕ СЕРКО

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Какие прочитанные произведения художников родного края вам запомнились? Чем именно?
  • Почему мы должны быть осведомленными в вопросе культурного наследства Харьковщины?
  • Дайте определение фольклора. (Фольклор - совокупность разных видов и форм массового словесного художественного творчества, устные народные произведения). Что вам известно о легенде как фольклорный жанр? (Легенда (лат. legenda - то, что необходимо прочитать) - сказание или рассказ, созданные народной фантазией, где соединяется реальное (исторические лица, события) и фантастическое, сказочное).
  • Кто такой Иван Серко? Сжато охарактеризуйте этого народного героя. Какие произведения художественной литературы об этой выдающейся исторической фигуре вы знаете?
  • Имеют ли право гордиться Харьковчане Иваном Серком? Ответ обоснуйте.

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Харьковщина всегда гордилась своим героическим прошлым. Именно об это было написано много произведений, составлено множество песен, в которых прославлялись героизм, мужество, изобретательность, сообразительность оборонцев родной земли. Одним из них был Иван Серко. Он еще за жизнь стал героем множества легенд. Народ с безграничным почетом относится к своему оборонцу, поэтому и наделял его сверхъестественной силой. Так, в одной из них рассказывается, будто он жил двести десять лет. Трижды заглядывала Серкова смерть в вече, и трижды его спасала «живая вода». А когда поступила пора прощаться казакам с их любимым предводителем, то, отдавая последний почет, землю на Серкову могилу насыпали шапками, каждого раза низко кланяясь кошевому атаману. Десницу же Серкову еще семь лет после его смерти брали у походы, оберегая себя от поражения, так как верили, что хорошо помнят турки и татары руку Ивана Серка.

2. Информация об И. Серко (материал для учителя)

Серко Иван Дмитриевич (родился между 1605 и 1610 - умер 1(11).8.1680) - украинский политический и военный деятель второй половины ХVII ст., кошевой атаман Запорожской Сечи. Родился в слободе Мерефа на Харьковщине (по другим данным походил из мелкой шляхты на Подолье).

В течение 1660-х лет основал Слободу и Артемовку, хутор Серковку (Сериковку, теперь в пределах г. Мерефы).

С 1665 г.- харьковский полковник.

В марте 1668 г. поднял восстание против царского правительства в « новопостроиных» городах Харьковского полка - Мацьку, Змиеве, Валках, Мерефы.

Восемь раз (за другими источниками - пятнадцать) запорожцы избирали Ивана Серка кошевым атаманом. Ни один атаман не зажил такой любви и почета среди сечевого общества.

Причиной такого почета была беспрерывная героическая борьба казачества против турецько-татарських захватчиков, которую возглавлял Иван Серко. Запорожский рыцарь во время похода много внимания уделял спасению пленников, освобождению невольников, которые умирали в тяжелом рабстве в султанской Турции и Крымском ханстве. Талант дальновидного полководца, личная храбрость, мужество и отвага объединялись в нем с преданностью народному делу.

Мудрый, рассудительный и демократический, он был слишком скромен в быту, глубоко религиозный, не употреблял алкоголя. На Сечи жил в шалаше, ел с казаками с одного котла, носил простые одежды. Исследователи утверждают, что за своими привычками Серко напоминал киевского князя Святослава.

Еще за жизнь его имени стало легендой, его подвиги кобзари воспевали в думах и песнях.

Свыше двадцати лет Серко оборонял родную землю от ханских орд, ни разу не испытав поражения.

Последний поход под руководством Серка состоялся 1680 года.

Заболев, Серко отправился на пасеку в село Грушовка. Там судилось ему первого августа 1680 года отойти на вечный покой. Запорожцы водой переправили на Сечь тело своего любимого предводителя.

На следующий день с военными почестями похоронили его «всем войском низовым запорожским...».

Еще долго казацкие кобзари в своих думах оплакивали гетмана и висела над степью мелодия «А на Запорожье кошевой Серко, ватаг сильный умер».

Польский хронист Виспасиан Каховский дал такую характеристику Серку: «Страшный был орде, так как был опытным в военных акциях и отважным кавалером. Татары целиком серьезно считали его шайтаном и даже своих детей, когда они плакали и их не могли успокоить, пугали Серком, говоря «Серко идет». Серко был мужчиной годным, боевого характера, не боялся ни слякоти, ни мороза, ни жары. Он не любил расточать время или впадать круг женщин, постоянно бился с татарами, против которых имел естественную ненависть. На лице он имел естественный знак, будто шмат пурпура».

3. Идейно-художественный анализ народных легенд об И. Серко

3.1. «Кошевой Серко».

3.1.1.   Выразительное чтение произведения в ролях.

2.2.1.   Тема: изображение кошевого атамана Серка, который мужественно защищал родной край от врага, а умирая, оставило завещание.

3.1.1.   Идея: возвеличивание казаков под руководством И.Серка, их упорство, изобретательность, решительность.

3.1.2.   Основная мысль: завещание атамана - наследство будущим поколениям.

3.1.3.   Проблематика произведения:

  • Добро и зло.
  • Жизнь ради других.
  • Смысл жизни - в борьбе.

3.1.6.   Фантастическое в легенде.

  • Мамай снял из главы запорожца волос с кожей и пустил его;
  • Казаки откопали руку И. Серка и целых семь лет никто их не мог осилить.

3.1.7.   Композиция.

Экспозиция: рассказ о временах, когда гетманом был Б.Хмельницкий.

Завязка: решение И.Серка отомстить Мамаю за казаков.

Кульминация: победа казаков над врагом под руководством кошевого атамана.

Развязка: завещание И. Серка казакам: «Как откопаете мою руку, то будете семь лет воевать так, как и со мной»; погребение национального героя.

3.1.8.   Обработка содержания легенды. Беседа за вопросами:

  • Что вам известно о Б. Хмельницком?
  • Почему плавные выше урочища Наказывай -Дубины назывались Хмельницкими?
  • Что было возле Наказывай- Дубины? («...Был перевоз, были и броды казацкие, где из турецкого берега перегоняли коней целыми табунами»)
  • Почему казаки не брали денег с татар за выпас коней на территории Хмельницкой плавни? («...Так как и сами пасли коней на их сопредельной земле»)
  • Как народ характеризует татарского хана Мамая? («Очень злой был, собака; такое же проклятое было и его войско. Было, спуска не дает ни запорожцам, ни чумакам: где поймает, там им и аминь...»)
  • Каким образом Мамай «заигрывал» с Серком? («Раз поймал запорожец, снял с главы волос с кожей и пустил») Для чего народ гиперболизирует жестокость Мамая?
  • Как Серко воспринял жестокость татарского хана? («...Как узнал это, так и вскипел. Сел на коня и как свистнул, как свистнул!») Чему издевательство над казаком кошевой атаман воспринял как личное оскорбление?
  • Чем закончилась «встреча» Мамая и Серка? («Побили Мамая, побили его войско, забрали добро и были такие...»)
  • Какое завещание оставило казакам умирающий Серко?
  • Воспользовались ли казаки этим завещанием? Как именно? («...Откопали они ту руку и целых семь лет никто их не смог осилить»)
  • Какой обряд было выполнено казачеством во время погребения кошевого? («...Под главы ему положили его деньги, а серебряную его рюмку отдалили в церковь»)
  • Почему народ составил легенду об И. Серка?

3.2. «Сирентий Праворучник».

3.2.2.   Тема: рассказ об особенностях предоставления нового имени Серу.

3.2.3.   Идея: увековеченье памяти запорожцев о выдающемся кошевого.

3.2.4.   Основная мысль: кто выполняет завещание И. Серка, тот побеждает, а кто его пренебрегает, с тем случается бедствие.

3.2.5.   Композиция.

Экспозиция: завещание И. Серка перед смертью.

Завязка: роль правой руки атамана для казаков во время их битвы с врагом.

Кульминация: просьба Сирентия Праворучника относительно сохранения его могилы.

Развязка: бедствие с мужчиной, который пренебрежительно отнесся к могиле, где был похороненный И.Серко.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать