Литература рабочего движения в Германии 1861 – 1920 года

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Литература, связавшая себя с рабочим классом, находилась в этот период в состоянии, соответствовавшем культурно-политическим установкам немецкой социал-демократии. В то время как в России В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) выступил за тесную связь художественного творчества с пролетариатом, в Германии литераторы, близкие к СДПГ, утрачивали свою революционную ориентацию; то, что было достигнуто в области содержания и формы прежде, не могло подняться на новую ступень.

Наиболее важную роль играли стихи и песни, авторы которых часто оставались безымянными (их активная роль объяснялась непосредственным участием в жизни партии). Традиции пролетарской поэзии продолжали Эрнст Клар (1861 - 1920) и Генрих Кемпхен (1847-1912). В тринадцать лет Кемпхен пошел работать в шахту, а в сорок стал инвалидом. Пользуясь доверием товарищей, он был одним из руководителей стачечных боев 90-х годов. Он выражал их интересы и в своих стихах, появлявшихся после массовой забастовки шахтеров 1889 года почти в каждом номере рабочей газеты. Его стихи, опубликованные в сборниках «Из копей и плавилен» (1899), «Новые песни» (1904), «Что пел мне Рур» (1909), служили, как правило, откликом на злободневные политические темы, призывали к политической борьбе как средству завоевания тех условий жизни, которых достоин человек. Труд рудокопа во мраке шахты перед лицом каждодневной смертельной опасности становился в стихах Кемпхена символом положения всего пролетариата, способного добиться счастья только освобождением от своих оков. В стихотворении «Новые братские могилы» говорится:

  • Тебе, горняк,
  • подземный мрак
  • судьбой дан, словно кара,
  • и ждет всегда
  • тебя беда:
  • вода, обвал, пожары.
  • Ты роешь ход,
  • как будто крот,
  • сражаясь с горной твердью,
  • ужасен труд,
  • грозящий тут
  • ежеминутной смертью.
  • Нам всем терпеть
  • нужду и смерть,
  • пока рукою сильной
  • простой народ
  • власть не возьмет
  • над шахтой и плавильней.

Интересные результаты дала инициатива СДПГ по развитию пролетарской мемуаристики. Пастор Пауль Гёре (1864-1928), в определенный период примыкавший к СДПГ, старался побудить рабочих записывать воспоминания о своей жизни.

Эти автобиографические записки убедительны своей правдивой безыскус-ностью (Карл Фишер: «Памятные события и воспоминания рабочего», 1902; X. Вильям, Т. Бромме: «История жизни современного фабричного рабочего», 1905; Венцель Холек: «Жизненный путь немецко-чешского ремесленника», 1908; Франц Ребайн: «Жизнь сельскохозяйственного рабочего», 1911). В судьбе каждого из авторов отражались различные фазы и этапы освободительного движения пролетариата. В 1909 году вышла «История юности работницы, рассказанная ею самой» с предисловием Августа Бебеля. Ее автор - Аделаида Попп (1864-1939), пятнадцатый ребенок в семье венского ткача; ей довелось быть горничной, швеей, фабричной работницей; позднее она стала одной из руководительниц социал-демократического женского движения.

К этому циклу ранних рабочих автобиографий принадлежат не в последнюю очередь и мемуары Августа Бебеля («Из моей жизни», 1910-1914).

Среди социал-демократических литераторов следует наряду с «рабочими писателями» назвать и тех авторов, которые были журналистами или партийными деятелями. Они не являлись «профессиональными писателями», однако нередко располагали немалым литературным опытом. Наиболее талантливым из них был рано умерший Эмиль Розенов (1871-1904).

Он вырос в нужде, вначале учился на книготорговца, потом работал банковским служащим; в 1888 году он вступил в СДПГ и в 21 год стал редактором газеты «Хемницер Беобахтер». В 1898 году он был избран в рейхстаг, являясь самым молодым депутатом от СДПГ. Розенов писал для партийной печати стихи, романы и новеллы, но наибольших успехов он добился в драматургии, где ему удавалось, взяв за основу социальную характеристику своих персонажей, живо и нешаблонно показывать их поступки, мысли и чувства. В качестве примера можно назвать его драму о шахтерах «Те, кто живет в тени» (1899). Самой важной и успешной пьесой Розенова была написанная на диалекте комедия-шванк «Кот Лампе», в которой творчески переработаны драматургические импульсы натурализма. В комедии высмеиваются фабрикант и местные власти, по приказу которых полиция арестовывает кота в деревне, где живут игрушечники. Хозяин кота, бедный подмастерье, протестует против несправедливости. Игрушечники поддерживают его, и подмастерью удается затребовать кота обратно. Тут-то и обнаруживается конфуз, ибо кот съеден старостой и жандармом, которым он был подсунут в виде «заячьего рагу».

В начале XX века социал-демократическая литература продолжала сохранять свою самобытность благодаря тесной связи писателей с партийными организациями и печатными органами СДПГ. Адресатом социал-демократической литературы оставался пролетариат, чьи политические и культурные запросы определяли ее направленность. Примечательно, однако, что сюжеты, темы, персонажи, агитационный и литературный стиль уже не вполне соответствовали новым историческим условиям. В творчестве литераторов нового поколения - например, поэта и новеллиста Эрнста Пресцанга (1870-1949), ему принадлежат немалые заслуги в руководстве социал-демократическим издательством «Бюхергильде Гутенберг» - усиливаются сентиментальные ноты в повествовании о нуждах пролетариата и его борьбе; героем художественных произведений этого периода редко становится рабочий новых крупных предприятий с характерной для них высокой концентрацией пролетарских масс.

Здесь сказалась неспособность как социал-демократических литераторов, так и самой СДПГ соответствовать в политическом и культурно-политическом плане задачам, выдвинутым на повестку дня империализмом. Иначе обстояло дело в России, ставшей после революции 1905 года центром мирового революционного движения. В. И. Ленин в работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» определил стратегию борьбы за демократию и социализм в новых исторических условиях. В дискуссиях об уроках русской революции и в СДПГ сформировалась левая группировка, куда входили К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг и К. Цеткин; правда, ее политическое и литературное влияние стало заметным лишь в годы первой мировой войны.

Следствием указанного положения явилось также то, что социал-демократия во все большей мере утрачивала свою притягательность для потенциальных союзников среди буржуазной интеллигенции. Писатели с острым антиимпериалистическим сознанием (например, Г. Манн или К. Штернхейм) начинали видеть в социал-демократии придаток кайзеровской системы; других (например, Э. Мюзама) скорее увлекали ставшие вновь популярными идеи

анархизма, нежели марксизм. Большинство буржуазных литераторов теперь просто обходили своим вниманием литературу, связанную с рабочим движением: с закатом натурализма между нею и буржуазной литературой пролегла разграничительная линия, превратившая их в две различные, игнорирующие друг друга сферы. Лишь в 20-е годы и затем в годы антифашистской эмиграции между ними вновь установились продуктивные, творческие связи.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector