x x
menu

Лирика Леси Украинки

Цель: ознакомить учеников с тематикой поэзии Леси Украинки 80-х — начала 90-х гг., направить учеников на восприятие поэзии в единстве содержания и формы; совершенствовать навыки литературоведческого анализа поэтических произведений; развивать пямять; прививать любовь к поэзии, воспитывать гражданское сознание, активную жизненную позицию.
Тип урока:      урок усвоения новых знаний свободного общения.

Методы и приемы: рассказ в форме беседы, работа в группах, инсценирование отрывков из произведения, «Мозговая атака», диалог с литературным героем.

Оборудование: портрет Леси Украинки, сборники произведений поэтессы, карта мест, где находилась Леся Украинка.

Поэзия — это всегда неповторимость.

Лина Костенко

Ход урока.

I. Установочно-мотивационный блок.

Психологическая установка на восприятие темы.

II. Мотивация учебной деятельности школьников.

  1. Проверка домашней задачи (по выбору). Раскройте характер Леси Украинки по вашим творческим работам.
  2. Сенкан к теме «Леся Украинка» Леся Украинка.

Гениальная, неповторимая.

Страдала, боролась, писала.

Вечно живая, патриотка своего края - Волыни.

Дочь Прометея.

  1. Произведения-миниатюры (работают в парах).
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Работа с эпиграфом (обсуждение).

III.  Актуализация опорных знаний учеников.

  • Расскажите о детских годах и среде, в которой формировался характер будущей поэтессы. 
  • Что вы знаете о Михаиле Драгоманове и кем он приходился дочери Елены Пчилки? 
  • Расскажите о месте Леси Украинки в литературном процессе конца XIX - начала XX ст. 
  • Какие произведения Лессы Украинки вам известны, что из прочитанного вам больше всего понравилось и чем именно? 
  • Какими были бы мотивы вашей лирики, если судьба подарила бы вам черты характера Леси Украинки.

IV. Принятие и усвоение учениками учебного материала.

1. «Мозговая атака».

1-й ученик

Если бы мои думы немые

И песней стали без слова,

 

Они бы тогда больше сказали, Чем весь мой долгий разговор.

(Леся Украинка).

2-й ученик. Мечтала стать художником, так как хорошо рисовала, музыкантом, так как имела незаурядное дарование к музыке. И не знала девочка, что в сердце уже поселилась Муза, что ее поэзии судилось стать в будущем украшением украинской литературы.

3-й ученик. 30-летняя война с болезнью была затяжной, но она не отобрала у Леси поэзии - единственной утехи и надежды. Леся понимала: если опустить руки - это конец, а так хотелось жить в этом прекрасном мире. Вспоминались слова: «Пусть дьявол носит темные одежды, я же надену ясные карамзики».

4-й ученик. И снова звучала поэзия, преисполненная оптимизма и веры в торжество человека над злом.

Гей, думы, вы, тучи осенние! Итак теперь весна золотая! То ли так в сожалении и причитании Минут молодые лета? Нет, я хочу сквозь слезы смеяться, Среди бед петь песни, Без надежды таки надеяться, Жить хочу! Прочь думы печальные!

5-й ученик. Письмо Леси из ее дневника: «Я любила писать ночью, когда вся земля отдыхала после неспокойного дня, когда наедине со мной была ночь и те звезды, которые смотрели через окошко в мою комнату. Каждая минута ночной тишины, когда ко мне летающей звездой спадала Муза, была в моей жизни лучом счастья».

Как я люблю эти часы работы, Когда все вокруг затихая Под властью чарующей ночи, А только я одна непреодоленная торжественную службу начинаю Перед моим незримым алтарем...

6-й ученик. Первая любовь, которая боязливо ступила на тенистую террасу в небольшом городке Чукурларе, что возле Ялты, где Леся лечилась, заглянула в глаза, улыбнулась искренней улыбкой и навеки поселилась в сердце. «Это он»,- шептали ее губы. «Это она»,- говорили его глаза.

Им было хорошо вдвоем. Они часто слушали, как шептали кипарисы, бился о скалы неистовый прибой, стонали чайки над водой.

Сергей Мержинский был влюблен в Мавкины Лесины глаза. Но счастье было коротким...

 

Ученица

Все покинут, к тебе полетят, Мой ты единственный, мой сломанный цветок! Все, что покинут, с тобой погибнут, Вот было бы счастье, мой потерянный мир! Пол над тобой и позовут в бой Злой призрак, который тебя забирает, Взять тебя в бою или умереть с тобой, С нами пусть счастье и горе умирает.

Ученица (в роли Леси). Твои письма всегда пахнут завядшими розами. Ты, мой бедный, завядший цветок! Легкое, тонкое благоухание, будто воспоминание о какой-то дорогой, прошлой мечте. И ничто так не поражает теперь моего сердца, как это благоухания, тонко, легко, но неотвратимо напоминают они мне о том, что мое сердце провещает и чему я верить не хочу, не могу.

Мой друг, мой дорогой друг, созданный для меня, как можно, чтобы я жила сама теперь, когда я знаю другую жизнь?... Возьми меня с собой и пусть над нами вянут белые розы! Возьми меня с собой...

7-й ученик. Каждая строка, каждое слово - это крик наболевшего сердца, крик взволнованной души. Здесь сила каждого слова в его правде: золотая весна, молодые лета, слезы горькие, тучи осенние... Боже! Какой разительный контраст. И, все-таки, безнадежность перекрывает надежду. Жить хочу! Любить хочу.

Стояла я и слушала весну, Весна мне много говорила. Пела песню звонкую, громкую, То снова тихо шептала. Она мне пела о любви, О молодости, радости, надеждах. Она мне переспевала снова То, что давно мне пели мечты...

8-й ученик. Леся превыше всего ценила человеческое достоинство и дружбу, и это шло от отца. «Никто не имеет большей любви, как тот, кто душу положит за друзей».

Все более тяжелым становился крест, который поэтесса несла к своей Голгофе. Но поэтического слова она не покинула никогда - это было ее оружие. «Пусть моим последним аккордом будет молитва к солнцу»,- говорила она.

9-й ученик

Да! Я буду сквозь слезы смеяться, Среди бед петь песни, Без надежды таки надеяться, Буду жить! Прочь думы печальные!

Эти слова бессмертной поэтессы и являются девизом ее жизни.

 

V.  Образная система поэзии Леси Украинки.

Учитель. А в тетрадях ваших запишем и вместе со мной определим из услышанного выше мотивы лирики Леси Украинки:

  1. Патриотичные мотивы.
  2. Фольклорные мотивы.
    1. Философские мотивы (осмысление ценности своей жизни; программа, которая должна выполнить в мире).
    2. Гражданская лирика (призывы к борьбе и решению темы поэта и общества).
    3. Пейзажная лирика (описания, сравнения, эпитеты).
      1. Любовная лирика (цикл любовных стихов, посвященных Сергею Мержинскому).

Как кредо молодого автора является стих «Contrа spem spero!» («Без надежды надеюсь»). Этот стих перечеркивает стратегию действий лирического героя. Поэтому его вам нужно выучить наизусть. Поработаем над его содержанием больше. (Выразительное чтение всего стиха). Его анализ запишем в тетради.

Борьба противоположностей в поэзии:

1-я строфа: Тучи осенние — весна золотая; печаль, причитание — молодые лета.

2-я строфа: слезы, беды — смех, ожидание.

3-я строфа: убогий, печальный победил, мороз — цветистые цветки.

4-я строфа: кора ледовая — горячие слезы, веселая весна.

5-я строфа: крутая, кремяная гора, вес страшный — песня веселая.

6-я строфа: темная ночка невидная — звезда ведущая.

Что символизируют эти образы? (Непроглядное зло, веру в счастье, стойкость и несокрушимость в борьбе за него. Образ звезды ведущей подает надежду на лучшее будущее, на победу добрых, светлых сил над темными и злыми).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать