Кирибеевич - из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю, к народному сознанию, социальные - на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставлении личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:
- Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
- Обманул тебя твой лукавый раб,
- Не сказал тебе правды истинной,
- Не поведал тебе, что красавица
- В церкви божией перевенчана,
- Перевенчана с молодым купцом
- По закону нашему христианскому...
Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за страстью Кирибеевича скрывается уже социальная психология, вступающая в конфликт с психологией родовой, близкой народу. И хотя на первое место выдвигается личная воля Кирибеевича, но она получает социальное наполнение. Кирибеевич сразу же сообщает Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного. Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной...» Любопытно, что Кирибеевич отваживается па нарушение христианского закона после разговора с царем, как бы заручаясь царской поддержкой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана уже не на родовых связях, и па социально-иерархических, поскольку Кирибеевич выступает всюду как слуга царя. Родовые отношения Ц его сознании подчинились общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кирибеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркиваемое в «Песне...», значительно для художественного ее смысла. Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают их единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, па едином родовом существе русской национальности.
В этом смысле Кирибеевичу - носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения», принятые и усвоенные всем народом, противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Его жена, Алена Дмитревна, также верна народным обычаям и строго следует им, рассказывая мужу всю правду и призывая его:
- Ты не дай меня, свою верную жену,
- Злым охульникам в поругание!
- На кого, кроме тебя, мне надеяться?
- У кого просить стану помощи?
- На белом свете я сиротинушка:
- Родной батюшка уж в сырой земле,
- Рядом с ним лежит моя матушка,
- А мой старший брат, сам ты ведаешь,
- На чужой сторонушке пропал без вести,
- А меньшой мой брат - дитя малое,
- Дитя малое, неразумное...
Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. Алена Дмитриевна напоминает об этом Степану Парамоновичу. Столь же прямыми поборниками родовых связей являются и братья Степана Парамоновича: И в ответ ему братья молвили:
- Куда ветер дует в поднебесье,
- Туда мчатся и тучки послушные,
- Когда сизый орел зовет голосом
- На кровавую долину побоища,
- Зовет пир пировать, мертвецов убирать,
- К нему малые орлята слетаются:
- Ты наш старший брат, нам второй отец;
- Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
- А уж мы тебя, родного, не выдадим