x x
menu

Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова

Кирибеевич - из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю, к народному сознанию, социальные - на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставлении личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:

  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
  • Обманул тебя твой лукавый раб,
  • Не сказал тебе правды истинной,
  • Не поведал тебе, что красавица
  • В церкви божией перевенчана,
  • Перевенчана с молодым купцом
  • По закону нашему христианскому...

Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за страстью Кирибеевича скрывается уже социальная психология, вступающая в конфликт с психологией родовой, близкой народу. И хотя на первое место выдвигается личная воля Кирибеевича, но она получает социальное наполнение. Кирибеевич сразу же сообщает Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного. Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной...» Любопытно, что Кирибеевич отваживается па нарушение христианского закона после разговора с царем, как бы заручаясь царской поддержкой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана уже не на родовых связях, и па социально-иерархических, поскольку Кирибеевич выступает всюду как слуга царя. Родовые отношения Ц его сознании подчинились общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кирибеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркиваемое в «Песне...», значительно для художественного ее смысла. Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают их единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, па едином родовом существе русской национальности.

В этом смысле Кирибеевичу - носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения», принятые и усвоенные всем народом, противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Его жена, Алена Дмитревна, также верна народным обычаям и строго следует им, рассказывая мужу всю правду и призывая его:

  • Ты не дай меня, свою верную жену,
  • Злым охульникам в поругание!
  • На кого, кроме тебя, мне надеяться?
  • У кого просить стану помощи?
  • На белом свете я сиротинушка:
  • Родной батюшка уж в сырой земле,
  • Рядом с ним лежит моя матушка,
  • А мой старший брат, сам ты ведаешь,
  • На чужой сторонушке пропал без вести,
  • А меньшой мой брат - дитя малое,
  • Дитя малое, неразумное...

Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. Алена Дмитриевна напоминает об этом Степану Парамоновичу. Столь же прямыми поборниками родовых связей являются и братья Степана Парамоновича: И в ответ ему братья молвили:

  • Куда ветер дует в поднебесье,
  • Туда мчатся и тучки послушные,
  • Когда сизый орел зовет голосом
  • На кровавую долину побоища,
  • Зовет пир пировать, мертвецов убирать,
  • К нему малые орлята слетаются:
  • Ты наш старший брат, нам второй отец;
  • Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
  • А уж мы тебя, родного, не выдадим
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать