x x
menu

Летописные сказания «О Княгине Ольге», «О крещении Руси князем Владимиром»

Цель: ознакомить учеников с содержанием летописей; совершенствовать умение выразительно читать, детально и сжато пересказывать содержание прочитанного; учить анализировать действия и поступки героев произведения, выделять черты их характера; развивать у учеников любознательность, связную устную речь, умение строить логические заключения; воспитывать уважение к нашим предкам, их мудрости, благородству, смелости и верности.

Оборудование: иллюстрации памяток давней архитектуры, художественных ремесел изобразительного искусства, образцы праславянского письма, учебники и хрестоматии украинской литературы для 5 класса, украинские народные пересказы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учеников

1. Проверка домашней задачи. Вопрос:

  • Что называется летописью?
  • Когда возникли первые летописные сведения и кто был их автором?
  • Перескажите содержание летописей «Об учреждении Киева», «О князе Олеге».
  • Расскажите о создании прадавних книг.

III. Мотивация обучения школьникам

Вступительное слово учителя начинается с рассказа о княгине Ольге как историческом лице, упоминание о ней в разных давних письменах, легендах и пересказах.

 

Ученикам предлагается рассмотреть портрет княгини. Свой рассказ учитель продолжает информацией об общественной жизни прадавних украинцев, их верованиях, обращая внимание на то, что наши предки-славяне были язычниками, рассказывает о князе Владимире, его роли в развитии культуры, науки и религии на Руси, об отношениях Киевской Руси с другими государствами.

IV. Объявление темы, цели и задач урока

На предыдущем уроке мы с вами ознакомились с летописями «Об учреждении Киева», «О князе Олеге» и об их творце Несторе-Летописце. Взгляните на фото Киево-Печерской Лавры (дополнение 1).

Здесь, около 1113 года, жил и создавал славный Нестор.

Учитель зачитывает сведения об этой исторической памятке.

V. Восприятие и усвоение учениками
 учебного материала

•1.     Выразительное чтение летописного сказания «О княгине Ольге» подготовленным учеником..

•2.     Обсуждение прочитанного. Вопросы для обсуждения:

 

  • Зачитайте отрывок произведения, который свидетельствует об отношениях Киевской Руси с Византией;
  • Почему Ольга отказалась быть женой византийского царя?
  • Можно ли утверждать, что княгиня бы мудрой и заботилась о своем сыне и своем народе?

Ученики отвечают, цитируя сказание.

3. Выразительное чтение и обсуждение летописного сказания «О крещении Руси князем Владимиром».

Вопрос для обсуждения:

  • Почему князь Владимир решил уничтожить идолов?
  • Процитируйте приказ князя о том, чтобы народ пришел на реку;
  • Опишите картину крещения людей на Днепре;
  • Что велел построить Владимир на местах, где стояли деревянные кумиры?
  • Где была построена церковь святого Василия? Ученики отвечают, цитируя сказание.

VI. Работа с иллюстрациями к летописным сказаниям

•1.    Рассмотрите репродукцию к картине художника А. Шпакова «Проводы войска». Можно ли утверждать, что Ольга была патриоткой своей земли?

•2.    Рассмотрите рисунок из истории Руси. Составьте небольшой рассказ, использовав отрывок из стиха О. Олеся. После окончания работы над рассказом несколько учеников зачитывают собственные произведения, после чего происходит их обсуждение.

•3.    Прокомментируйте изображенное фото. Ученики рассматривают фото памятника основателям Киева, сжато пересказывают сказание «Об учреждении Киева».

VII. Подведение итогов урока

1. Слово учителя.

Ознакомившись с летописными рассказами, мы поняли, что они не только воссоздают правдивую историю жизни наших предков, а и учат любить свою землю, заботиться о ее процветании.

Можете ли вы на основе прочитанных сказаний сказать, какие черты характера присущи княгине Ольге?

(Ученики сжато характеризуют образ княгини Ольги.)

- Что можно сказать о князе Владимире?

(Ученики сжато характеризуют образ князя Владимира.)

2. Оценивание работы учеников во время урока, мотивация оценок.

VIII. Домашняя задача

  • 1) Выразительно читать и пересказывать летописные сказания «О княгине Ольге», «О крещении Руси князем Владимиром».
  • 2) Вписать в собственный толковый словарь слова: вино, Владимир, идол, крещение, Царьгород.
  • 3) Найти в учебнике истории ответы на вопросы:
  • Когда было внедрено христианство на Руси?
  • Что входит в литературное наследие Владимира Мономаха?
  • Кто такой Ярослав Мудрый?
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать