x x
menu

Леся Украинка. «Хотела б я песней стать»

Цель:   обрабатывать идейно-художественное содержание программного произведения

Лессе Украинки, связывая его с жизнью поэтессы; выяснить основные мотивы данного стиха; развивать умение комментировать прочитанное, логически мыслить, сопоставлять, обобщать; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения, любви к поэтическому творчеству Леси Украинки, прививать интерес к следствиям собственной работы.

тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Леси Украинки, тексты ее произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. проверка домашней задачи

Заслушивание ученических произведений на тему: «Весна в родном крае». Краткое предоставление отзывов на услышанные творческие работы

III. актуализация опорных знаний

1. Конкурс «интеллектуал»

2. Слово, с помощью которого поэтесса характеризует весну. (Щедрая) 3. Залог, в котором находится лирическая героиня стиха. (Одинокость) 4. Дерево, о цветах которого упоминается в поэзии. (Яблоня) 5. Существа, которые сопровождают движение весны. (Птицы) 1.3. Итоги конкурса.

2. Беседа за вопросами:

  • Дайте определение песни как жанра художественной литературы.
  • Какие песни бывают? В чем их назначение
  • В чем заключается значение песен для человека?
  • Как Леся Украинка относилась к музыке, песням?
  • Кто есть авторами песен? Приведите 2-3 примеры.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников

V.        Основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Песня! Как много она взвешивает в жизни человека! В ней - прошлое, современное и будущее. В ней наиполнее оказалась душа народа.

Украинская песня некогда не отрывалась от жизни. Оно всегда было ее источником и объектом отображения. Народная песенность как зеркало жизни и взглядов трудовых масс отмечается исключительной верностью, так как же она выверена богатым опытом поколений, отшлифованная в течение возрастов самыми талантливыми представителями народа, облагороженная чистой народной совестям. Именно в этом - секрет ее бессмертной поэтической красоты и общенародного звучания.

Итак, сегодня на уроке мы узнаем о том, чему лирическая героиня поэзии Леси Украинки изъявила желание стать песней.

2.         Прорабатывание художественный^-художественного-идейно-художественного

содержания поэзии Леси Украинки «Хотела бы я песней стать»

2.1.      Выразительное чтение произведения.

2.2.      Тема: желание лирической героини стиха стать песней, которая была бы известной во всем мире.

2.3.      Идея: возвеличивание стремления создавать красоту и дарить всем счастье.

2.4.      Основная мысль: песня помогает каждому мечтать о счастье, радости, одолевать жизненные трудности.

2.5.      Жанр: лирическая исповедь.

2.6.      Анализ поэзии. Беседа за вопросами:

  • Почему поэтесса, по вашему мнению, стремилась стать песней?
  • О какой ясной минуте говорит в стихе Леся Украинка?
  • Какое значение малая песня в жизни писательницы?
  • Чем объяснить стремление Леси Украинки возвеличить волю? Разве она была заключенной?
  • Какой эпитет повторяется в поэзии? О чем он свидетельствует?
  • Как данное произведение поэтессы связано с ее жизнью?
  • Опишите море, применяя текст поэзии («Волны прозрачные», «море ошибочное, громкое»). О чем это свидетельствует?
  • Каким расположением духа пронизанное произведение Леси Украинки? Чем это объяснить?
  • Можно ли, по вашему мнению, считать шум моря его песней? Пофантазируйте, о чем оно поет?
  • Какие впечатления на вас справила эта поэзия Леси Украинки?

2.7.      Художественные особенности поэзии

Эпитеты: «ясная минута, "ясные звезды"», «пение звонкое», «волны прозрачные», «море ошибочное», «счастье тайное»;

Метафоры: «ветер разносил эхо», «помянуть пением», «упасть на волне», «эхо мечты»;

Повторы: «яснее... яснеет», «громче... громкое», «мои...», «мое...»;

Сравнение: «Яснее, чем звезды ясные»; «Громче, чем море громкое».

2.8.      Игра «Микрофон». «Песня для Леси Украинки - это...»

2.9.      Задача. Составьте «Домино» стремлений поэтессы (стать песней - «свободно по миру летать» - «помянуть пением звонким» - «упасть на волне» - «изобиловать над морем»)

VI. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания.

1.         Леся Украинка изъявила желание стать:

а) легендой; б) песней; в) сказкой; г) мудрым советом.

2.         Поэтесса стремится:

а) возвеличить красоту на земле; б) быть полезной обществу; в) свободно по миру летать; г) объясниться с природой.

3.         Какое прилагательное-характеристика чаще всего использованный автором произведения?

а) Ясный; б)громче в) прозрачный; г) свободный.

4.         Пение героини поэзии можно будет услышать:

а) на волнах человеческих; б) на побережье моря;

в)         под звездами небесными; г) среди полей широких.

5.         Как Леся Украинка характеризует свои мечты? Они:

а) ясные и громкие; б) крылатые и свободные; в) искренние и благородные;

г)         чистые и прозрачные.

6.         Ветер в произведении разносил: а) песню поэтессы; б) брызги морские; в) благоухание цветов; г) эхо.

7.         Счастье у поэтессы: а) волшебное; б) тайное; в) скрытое; г) добытое в борьбе.

8.         Одним из желаний лирической героини было: а) подняться на гору высокую; б) изобиловать над морем; в) найти цветок счастья; г) наслаждаться красотой цветов.

9.         На мысль Г. Евшана, песня для Леси Украинки: а) потребность души; б) упорство во время работы; в) проявление артистизма; г) умение довести свою одаренность.

10.       Художественное средство, которое помогает Лесе Украинки в поэзии проявить свои чувства, став песней: а) сравнение; б) эпитет; в) метафора; г) повторение.

11.       Пение поэтессы под звездами будет: а) звонким; б) громким; в) знакомым; г) продолжительным.

12.       Которыми в поэзии изображенные волны морские? а) Мутными; б) высокими; в) прозрачными; г) сияющими. Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках

Карточка № 1

1.         Исследуйте, в чем Леся Украинка усматривает назначение своей песни? Ответ обоснуйте.

2.         Что свидетельствовать в произведении о стремлении поэтессы жить на благо других, дарить радость и добро всем людям. Приведите убедительные аргументы, ссылаясь на содержание стиха.

3.         Пафос, которым пронизанная поэзия Леси Украинки: а) веселый; б) печальный; в) равнодушный; г) жизнеутверждающий.

Карточка № 2

1.         Как вы считаете, осуществится ли мечта лирической героини произведения стать песней? Свои соображения мотивируйте.

2.         Исследуйте, которым воображает для себя счастье Леся Украинка. Отвечая, ссылайтесь на факты из жизни поэтессы и содержание ее произведения.

3.         Определите художественное средство, использованное Лесей Украинкой в строке «В сюю хвилю ясную»: а) эпитет; б) сравнение; в) гипербола; г) метафора.

Карточка № 3

1.         Чем, на ваш взгляд, объяснить желание Леси Украинки стать песней? Свои соображения прокомментируйте.

2.         Мотивируйте, можно ли считать песню для поэтессы потребностью ее души? Каким образом поэзия, положенная на музыку, влияет на внутренний залог человека.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать