Легенда о девушке, которую Господь одарил песней. «Молитва» А. Конисского, «На долине туман» В. Диденко

• Чем Бог может помочь людям? («Воли и света лучами ... образования», «Светом науки и знания ... просвещение», «В чистой любви к краю ... срастить», «Все свои ласки и щедроты ты на люд наш обрати!», «Дай волю, ... судьбу ..., добрый свет, счастье ..., многие лета!»).

• Какие оттенки преобладают в произведении? (Светлые: «света лучами», «светом науки и знания», «доброго света!»).

• Для кого А. Конисский написал это произведение?

• Слышали ли вы когда-нибудь молитву? Что вы ощущали при этом?

2.9. Художественные особенности произведения:

• обращение: «Бог...»;

• метафоры: «Бог, образования, просвещения, срастить, храни, обрати, дай»;

• эпитет: «чистая любовь»;

• повторы: «Бог, дай ... многие ... волю», «свет...», «Украину...»;

• риторические оклики: «Ты на люд наш обрати!», «Дай доброго света!»,

«И многие, многие лета!».

Творческая задача. Составьте предложение со словами, которые повторяются -

это и будет основное содержание «Молитвы».

3. Анализ песни В. Диденко «На долине туман».

3.1. Выразительное выполнение песни.

3.2. Краткие сведения об авторе песни.

Василий Иванович Диденко (03.02.1937-14.02.1990).

В. Диденко - украинский поэт, родился в г. Гуляйполе Запорожской области.

В 1959 г. закончил Киевский университет. Печатался с 1953. Автор сборников лирики «Зацветай, калина» (1957), «Под звездами ясными» (1961), «Заветная земля» (1965), «Чудомир любви» (1969), «Звенят ландыши» (1972), «Мережки солнца» (1976), «Красивый день» (1979), «Красный ветер» (1982), «Звонкая фонетика» (1984), «Чудокрай» (1987), «Ранняя ласточка» (1988).

Мелодичность, образность, которые идут от народной песни - характерные особенности стихов В. Диденко. Писал он и для детей (сборники «Степнячка», 1965; «Березка», 1975). Некоторые стихи положены на музыку (популярные песни - «На долине туман», «Полем иду я» композитора Б. Буевского). Отдельные произведения В. Диденко переведены на  русский, латинский, венгерский языки.

Похоронен выдающийся художник в Киеве.

3.3. Из статьи-воспоминания Николая Сома (дополнительный материал для учителя

о В. Диденко).

В Союзе писателей Украины и до сих пор говорят, что о Василии Диденко нельзя писать серьезно. Ой, уважаемые мои побритыми! Вы еще не знаете Диденко, так как и себя еще не выучили подлинно. Даже ни сном ни духом не можете знать того, что я думаю о вас - часто смешных и непостигнутых в вечных поисках верной Музы и не верной славы.

Нас много, а он был один. Он был настолько один, что навеки останется вот таким:

• до смерти влюбленным лириком;

• бедным и неугомонным, но гордым сыном Украины;

• веселым разбойником и врагом всех зеркал;

• автором гениальной песни «На долине туман».

3.4. Тема: изображение утренней летней поры, когда туман окутал долину.

3.5. Идея: прославление красоты природы и девичьей красоты, которыми захватывается лирический герой.

3.6. Основная мысль: туман, который утром «упал», а потом «растаял» предоставил возможность увидеть двух влюбленных - девушку и лирического героя.

3.7. Жанр: пейзажная лирика.

3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Видели ли вы в природе туман? Из-за чего он возникает?

• Что вы ощущали, идя босиком по росе?

• Почему туман в произведении отображается как живое существо?

• Какой вы представляете девушку? Почему именно такой?

• Для чего автор в произведение вводит лирического героя? Кто он есть?

• Что происходит с туманом в начале произведения и в конце? Почему, по вашему мнению, туман «растаял»?

• Чем нас одаривает летняя пора? Как автор высказывает собственные впечатления о лете. Прочитайте.

3.9. Художественные особенности произведения:

• повторы: «На долине туман», «Мак краснеет в росе», «По тропинке девушка», «Теплое лето в глазах», «Белые ножки в росе», «Под гору девушка», «Мак красный в село», «За девушкой там и я», «Так как в долине туман»;

• метафоры: «туман упал», «лето .. цвело», «туман растаял»;

• эпитеты: «теплое лето», «белые ножки».

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней.

1. Каких детей мира Господь Бог не наделил талантами? а) немецких; б) турецких; в) русских.

2. Французы получили от Всевышнего: а) элегантность и красоту; б) любовь к хозяйствованию; в) дисциплину и порядок.

3. От чего плакала девушка-Украина, стоя в уголке?

а) так как завидовала другим детям разных народов, которые получили разные таланты от Бога; б) от страданий, которые были на земле украинской; в) хотела быть известной на целый мир.

4. Как воспринял Господь Бог горе девушки? а) Решил помочь ей; б) высказал неудовольствие; в) был равнодушным к слезам девушки, так как не любил плаксивых.

5. Каким даром наделил Господь девушку, обещая ее прославить на целый мир?

а) Сделал доброй колдуньей; б) дал песню; в) научил хозяйственным делам.

«Молитва».

1. Слова произведения А. Конисского было оформлены в музыкальном сопровождении: а) Л. Лепким; б) М. Вербицким; в) Н. Лысенко.

2. Как в произведении назван Бог? а) Могущественным и справедливым; б) всесильным и требовательным; в) великим и единым.

3. С какой просьбой обращаются люди к Богу? а) Помочь ближнему; б) подвергнуть наказанию виновного; в) сохранить Украину.

4. Кого необходимо просветить Богу? а) Простой безграмотный люд; б) детей; в) кто желает этого.

«На долине туман».

1. Что творится с туманом в конце произведения? а) растаял; б) снова его можно было увидеть; в) стал густым.

2. Туман на долине выкупал: а) белые ножки девочки; б) зеленую траву; в) мак красный.

3. Как двигалась девушка? а) напрямик через поле; б) вдоль реки; в) по тропинке под горой. Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Почему, по мнению Господа Бога, песня - неоценимый дар («Легенда о девушке-Украине...»)?

2. В молитве к Богу люди просят сохранить Украину (А. Конисский «Молитва»). От кого, от чего? Обоснуйте личную мысль.

3. Шагая в село, девушка несла (П. Диденко «На долине туман»): а) пирожки для бабушки; б) мак красный; в) белую лилию.

Карточка № 2.

1. Как по вашему мнению, почему все-таки люди надеются на помощь Бога, верят в него и молятся ему (А. Конисский «Молитва»)?

2. В чем, на ваш взгляд, А. Конисский в произведении «Молитва» видит счастье народа? А что вы понимаете под словом «счастье»? Сравните собственную мысль и мысль автора.

3. Как восприняла девушка-Украина дар Бога («Легенда о девушке-Украине...»)?

а) Осталась недовольной; б) попросила другого; в) крепко прижала его к сердцу и кланялась.

Карточка № 3.

1. Прокомментируйте, что имел в виду А. Конисский в произведении «Молитва», отмечая следующее: «В чистой любви к краю ты нас, Бог, срастил». Собственные мысли обоснуйте.

2. Мотивируйте, чем объяснить то, что человек переживает не за собственную судьбу, а за Украину в общем, обращаясь к Богу (А. Конисский «Молитва»)?

3. «Молитва» А. Конисского заканчивается обращением человека к Богу, чтобы тот дал им:

а) «многие лета»; б) «ласки и щедрости»; в) «добрый свет».

Карточка № 4.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент