Цель: продолжить знакомство с поэтическим творчеством Л. Костенко, анализируя ее стихи «Песенка о космическом госте», «Дождь полил», обнаруживая в этих произведениях мысленное, фантастическое, реальное; определить их основные мотивы; развивать культуру связной речи, память, творческое воображение, логическое мышление; умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству Л. Костенко, ее героям; прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: библиотечка ее произведений, ученические рисунки на тему «Фантастическое в произведениях поэтессы»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• С какой целью Л. Костенко в своих произведениях рядом с реальными событиями, героями использует и мысленное, фантастическое?
• Почему для поэтессы весомое значение имеет то, что ее литературный герой отличается от других своей неповторимостью, индивидуальностью?
• Какие черты, по вашему мнению, ценит Л. Костенко в человеке? Собственную мысль обоснуйте.
• В связи с чем случается так, что ваш товарищ не чувствует себя комфортно, благоприятно в коллективе класса? Что бы вы ему порекомендовали?
• Что вам известно о космосе? Какое значение имеет его исследование для общества?
III. Проверка домашней задачи.
1. Рассмотрение рисунков с соответствующим комментарием на тему «Фантастическое в произведениях Л. Костенко».
2. Демонстрация изделий цветных мышат, которые подготовили ученики. Определение победителей лучшего рисунка, изделия.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.
V. Основное содержание урока.
Природа - книга, каждая страница которой полна содержания.
И. Гете.
Без дождя и трава не растет.
Народная пословица.
Дружба и братство дороже богатства.
Народная пословица.
1. Работа над поэзией Л. Костенко «Песенка о космическом госте».
1.1. Выразительное чтение произведения.
1.2. Тема: воспроизведение фантастической мечты лирического героя о прилете космического гостя; налаживание дружеских отношений с ним.
1.3. Идея: возвеличивание чувства доброты, искренности, приветливости, гостеприимности, уважения к любому гостю, даже к космическому.
1.4. Основная мысль: умение встретить гостя характеризуется отношением к нему хозяев; акцент на значимости дружбы.
1.5. Жанр: фантастическая песенка.
1.6. Композиция.
Поэзия построена в форме монолога лирического героя, который давно общается с космическим гостем.
Экспозиция: описание красоты осенней поры, ожидание лирическим героем прилета гостя из космоса.
Завязка: мысленный прилет гостя, разговор лирического героя с ним.
Кульминация: «Пусть посеет у себя на планете горстку слов из нашей земли».
Развязка: отлет гостя. Обещание лирического героя приехать в гости в космос.
1.7. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Кого ожидает лирический герой?
• Каким вы представляете гостя из космоса?
• О чем старается расспросить герой произведения у гостя?
• Почему гость в поэзии назван странным?
• Что свидетельствует о гостеприимности людей во время встречи? А как вы встречаете гостей?
• Объясните обряд приветствия гостей хлебом-солью.
• Что вам известно о жизни на других планетах?
• Как мотив дружеских отношений прослеживается на протяжении произведения?
• Какой бывает дружба? Имеете ли вы настоящих друзей? Как испытывается друг?
• Какие пословицы, поговорки о дружбе вам известны? Что народные творцы старались в них подчеркнуть?
1.8. Художественные особенности поэзии:
• метафоры: «осень листву золотит», «бить лбом», «аппарат загрохочет».
• эпитет: «синие глаза»
• Риторические вопросы: «Есть у вас поэты?»; «Как по марсиански - макогон?»; «Ты в какой галактике живешь?».
1.9. Дополнительный материал. Поговорки, пословицы о дружбе.
• Нет товарища - ищи, а нашел - береги.
• Верный приятель - это наибольшее сокровище.
• Не ограждай себя изгородью, а приятелями.
• Друга ищи, а найдешь - держи.
• Не имей сто рублей, а одного друга.
• Есть ли что лучше в мире, как в дружбе жить!
• Не так те сто братьев, как сто друзей.
• Пробуй золото огнем, а дружбу деньгами.
• Помощь вовремя, как дождь в засуху.
• Не тот друг, который ластится, а тот, что печалится.
2. Обработка поэзии Л. Костенко «Дождь полил...».
2.1. Выразительное чтение произведения.
2.2. Тема: изображение изменений в природе вследствие дождя, который ее обновил и омолодил.
2.3. Идея: прославление дождя как животворной, целебной силы.
2.4. Основная мысль: необходимость дождя как главного условия для развития природы.
2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• А следили ли вы, когда идет дождь? Какое настроение у вас во время дождливой погоды?
• Для чего нужен дождь?
• Кто может рассказать о дожде как естественном явлении? Вспомните, что вам известно о дожде как мифическом явлении с 5-го класса?
• Какие растения в поэзии поэтесса изображает живыми? Почему?
• На основании данной поэзии воссоздайте устный рисунок, стараясь передать всю красоту природы.
• Почему, по вашему мнению, после дождя люди как новые?
Творческая задача. Учитывая собственный опыт, какими строками вы бы дополнили эту поэзию? (Радуга, солнечная погода, пение птичек...).
2.6. Художественные особенности стиха:
• метафоры: «дождь полил», «встряхивается сад», «все блестит»;
• сравнение: «встряхивается сад, как зонтик»;
• эпитеты: «пустой путь», «мокрые нивы».
2.7. Дополнительный материал.
2.7.1. Народные пословицы о дожде:
• От дождя не в воду, а от огня не в пламя.
• Хорошо смотреть на дождь, стоя под крышей.
• Дождь вовремя - золото.
• Дождь в жатву - как пятое колесо к телеге.
• Дождь идет, а гость едет.
• Человек - не глина, а дождь - не дубина, не размочит и не побьет.
• Дождь вымочит, солнышко высушит, буйные ветра голову расчешут.
2.7.2. Загадки о дожде.
• Когда нет - ждут, Когда приду - убегают.
• Меня зачастую просят, ждут, А только покажусь - Прятаться начнут.
• Долго нет меня - все вянет, А как пройду - снова оживает.
• Он везде: в поле и в саду, А в дом не попадет;
И я тогда лишь из дома иду, Когда уже он не идет.
• Солнце укрылось тучками,
Кто-то невидимый в мгле
Небо серыми нитями