x x
menu

Л. Костенко «Песенка о космическом госте», «Дождь полил»

Цель: продолжить знакомство с поэтическим творчеством Л. Костенко, анализируя ее стихи «Песенка о космическом госте», «Дождь полил», обнаруживая в этих произведениях мысленное, фантастическое, реальное; определить их основные мотивы; развивать культуру связной речи, память, творческое воображение, логическое мышление; умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству Л. Костенко, ее героям; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: библиотечка ее произведений, ученические рисунки на тему «Фантастическое в произведениях поэтессы»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• С какой целью Л. Костенко в своих произведениях рядом с реальными событиями, героями использует и мысленное, фантастическое?

• Почему для поэтессы весомое значение имеет то, что ее литературный герой отличается от других своей неповторимостью, индивидуальностью?

• Какие черты, по вашему мнению, ценит Л. Костенко в человеке? Собственную мысль обоснуйте.

• В связи с чем случается так, что ваш товарищ не чувствует себя комфортно, благоприятно в коллективе класса? Что бы вы ему порекомендовали?

• Что вам известно о космосе? Какое значение имеет его исследование для общества?

III. Проверка домашней задачи.

1. Рассмотрение рисунков с соответствующим комментарием на тему «Фантастическое в произведениях Л. Костенко».

2. Демонстрация изделий цветных мышат, которые подготовили ученики. Определение победителей лучшего рисунка, изделия.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Основное содержание урока.

Природа - книга, каждая страница которой полна содержания.

И. Гете.

Без дождя и трава не растет.

Народная пословица.

Дружба и братство дороже богатства.

Народная пословица.

1. Работа над поэзией Л. Костенко «Песенка о космическом госте».

1.1. Выразительное чтение произведения.

1.2. Тема: воспроизведение фантастической мечты лирического героя о прилете космического гостя; налаживание дружеских отношений с ним.

1.3. Идея: возвеличивание чувства доброты, искренности, приветливости, гостеприимности, уважения к любому гостю, даже к космическому.

1.4. Основная мысль: умение встретить гостя характеризуется отношением к нему хозяев; акцент на значимости дружбы.

1.5. Жанр: фантастическая песенка.

1.6. Композиция.

Поэзия построена в форме монолога лирического героя, который давно общается с космическим гостем.

Экспозиция: описание красоты осенней поры, ожидание лирическим героем прилета гостя из космоса.

Завязка: мысленный прилет гостя, разговор лирического героя с ним.

Кульминация: «Пусть посеет у себя на планете горстку слов из нашей земли».

Развязка: отлет гостя. Обещание лирического героя приехать в гости в космос.

1.7. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Кого ожидает лирический герой?

• Каким вы представляете гостя из космоса?

• О чем старается расспросить герой произведения у гостя?

• Почему гость в поэзии назван странным?

• Что свидетельствует о гостеприимности людей во время встречи? А как вы встречаете гостей?

• Объясните обряд приветствия гостей хлебом-солью.

• Что вам известно о жизни на других планетах?

• Как мотив дружеских отношений прослеживается на протяжении произведения?

• Какой бывает дружба? Имеете ли вы настоящих друзей? Как испытывается друг?

• Какие пословицы, поговорки о дружбе вам известны? Что народные творцы старались в них подчеркнуть?

1.8. Художественные особенности поэзии:

• метафоры: «осень листву золотит», «бить лбом», «аппарат загрохочет».

• эпитет: «синие глаза»

• Риторические вопросы: «Есть у вас поэты?»; «Как по марсиански - макогон?»; «Ты в какой галактике живешь?».

1.9. Дополнительный материал. Поговорки, пословицы о дружбе.

• Нет товарища - ищи, а нашел - береги.

• Верный приятель - это наибольшее сокровище.

• Не ограждай себя изгородью, а приятелями.

• Друга ищи, а найдешь - держи.

• Не имей сто рублей, а одного друга.

• Есть ли что лучше в мире, как в дружбе жить!

• Не так те сто братьев, как сто друзей.

• Пробуй золото огнем, а дружбу деньгами.

• Помощь вовремя, как дождь в засуху.

• Не тот друг, который ластится, а тот, что печалится.

2. Обработка поэзии Л. Костенко «Дождь полил...».

2.1. Выразительное чтение произведения.

2.2. Тема: изображение изменений в природе вследствие дождя, который ее обновил и омолодил.

2.3. Идея: прославление дождя как животворной, целебной силы.

2.4. Основная мысль: необходимость дождя как главного условия для развития природы.

2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• А следили ли вы, когда идет дождь? Какое настроение у вас во время дождливой погоды?

• Для чего нужен дождь?

• Кто может рассказать о дожде как естественном явлении? Вспомните, что вам известно о дожде как мифическом явлении с 5-го класса?

• Какие растения в поэзии поэтесса изображает живыми? Почему?

• На основании данной поэзии воссоздайте устный рисунок, стараясь передать всю красоту природы.

• Почему, по вашему мнению, после дождя люди как новые?

Творческая задача. Учитывая собственный опыт, какими строками вы бы дополнили эту поэзию? (Радуга, солнечная погода, пение птичек...).

2.6. Художественные особенности стиха:

• метафоры: «дождь полил», «встряхивается сад», «все блестит»;

• сравнение: «встряхивается сад, как зонтик»;

• эпитеты: «пустой путь», «мокрые нивы».

2.7. Дополнительный материал.

2.7.1. Народные пословицы о дожде:

• От дождя не в воду, а от огня не в пламя.

• Хорошо смотреть на дождь, стоя под крышей.

• Дождь вовремя - золото.

• Дождь в жатву - как пятое колесо к телеге.

• Дождь идет, а гость едет.

• Человек - не глина, а дождь - не дубина, не размочит и не побьет.

• Дождь вымочит, солнышко высушит, буйные ветра голову расчешут.

2.7.2. Загадки о дожде.

• Когда нет - ждут, Когда приду - убегают.

• Меня зачастую просят, ждут, А только покажусь - Прятаться начнут.

• Долго нет меня - все вянет, А как пройду - снова оживает.

• Он везде: в поле и в саду, А в дом не попадет;

И я тогда лишь из дома иду, Когда уже он не идет.

• Солнце укрылось тучками,

Кто-то невидимый в мгле

Небо серыми нитями

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать