x x
menu

Квинт Гораций – один из величайших поэтов римской литературы

Ода «К Мельпомены» как начало традиции подбивки поэтом итога своего творческого пути.

Цель: Ознакомить с биографическими сведениями о Горация; продолжить работу над выразительным чтением; провести литературные параллели; сравнить стихи Горация, Державина, Пушкина; развивать внимательность, логическое мышление; воспитывать уважение к художникам слова.

Оборудование: Карточки с биографией Горация, с текстами стихов Горация, Державина, Пушкина.

Свел я памятник свой... Гораций

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

1. литературный диктант

1) Известнейшая поэма Вергилия. («Энеида»)

2) Отец Энея. (Анхиз)

3) Мать Энея. (Рея Сильвия, Илия)

4) Основатель Рима. (Ромул)

5) Брат-Близнец Ромула. (Рэм)

6) Кормилица мальчиков-близнецов. (Волчица)

7) Этот бог опекался Ромулом и Рэмом. (Марс)

Он выковал щита Энею. (Гефест - Вулкан)

9) Время его царствования называют «золотыми пор» римской литературы. (Октавиан Август)

2. Сравнение поэмы «Энеида» Вергилия с одноименной поэмой Котляревского

II. Мотивация учебной деятельности

— Горацию принадлежит стих, первый строка которого звучит так: «Свел я памятник свой...»

Которым может быть памятник? Зачем люди их сводят? От какого корня образовалось это слово?

(Ответа учеников.)

Памятник — от слова Память. Итак, сводят памятники, чтобы люди помнили о других, уважали их, не забывали об их достижениях.

III. Изучение нового материала

1. Гронирование

— Чтобы мы не забывали о классиках античной литературы, обратимся

к текстам на карточках, в которых речь идет о жизни и творчестве Горация.

Задание: Прочитать текст, составить информативное гроно, которое выполняет роль опорного конспекта.

Текст для обработки

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОРАЦІЯ

Квинт Гораций Флакк ( 65-8 г. г. к н. э.) родился на юге Италии, в семьи вольноотпущенного - раба, отпущенного на волю. Отец Горация много работал для того, чтобы сын получил достойное образование. Будущий

Поэт прошел все ступеньки тогдашнего образования: от начального обучения в Риме к философским занятиям в Афинах, как это было принято в римской знати.

Увлекшись идеями республики, Гораций боролся в лавах защитников республики и пруд военным трибуном (командиром легиона) в армии Брута.

После поражения армии Брута разочарованный Гораций возвращается на родину. Здесь на него ждет еще одно испытание: имение его отца было конфискованный, и поэт остался без средств к существованию.

Именно в настоящее время Гораций начинает писать стихи. Его первые стихи привлекли внимание Вергилия, который познакомил молодого поэта с Меценатом, который стал другом и покровителем Горація.

Познакомившись с Августом, Гораций становится императорским певцом, проповедником цезарианства. Но, ощущая, что такая жизнь ему не к душе, уединяется в своем имении в Сабинских горах. Со временем Меценат, а Август снова вызывают поэта у Рифм. Так и минует его жизнь - в бегствах на лоно природы и возвращениях к Риму.

Перу Горация принадлежат 2 книги сатир, книга эподов (лирических стихов), 4 книги од, 2 книги посланий. В своих одах Гораций, будучи философским, интеллектуальным поэтом, воспевает Рифм и Августа, любовь и красоту, размышляет о поэзии, жизни и смерти, наследуя призыв эпикурейства «Carpe diem!» («лови день!»).

Творчество Горация создавало огромное влияние на развитие мировой культуры. В Риме его произведения изучали в школах, укладывали к ним комментарии. Не исчезал интерес к творчеству поэта и в средние возрасты, и в пор Возрождения.

2. усвоение литературоведческих сроков

Ода (гр. Ode — Песня) — жанр лирики, которая высказывает приподнятые чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью определенных лиц и т. д..

3. Чтение оды Горация «К Мельпомене»

Подготовка к восприятию

— Кто такая Мельпомена? (Муза трагедии)

Выразительное чтение поэзии учителем

Беседа

О каком памятнике речь идет в поэзии «К Мельпомене»? (Поэт уверен, что есть памятники, которым не угрожают ни дожди, ни ураганы. Они - в памяти людей, ведь речь идет о наилучших, самых знаменитых деятелей в истории человечества. Они - в поэтических строках, которые переживут возрасты, так как написал их талантливый поэт.

Какие автобиографические сведения указал поэт в стихе? («Я — знаменитый с убогого» — Гораций напоминает о своем «запятнанном» происхождении: был сыном бывшего раба.)

О какой заслуге в области поэтического искусства упоминает Гораций? («Впервые составить сумел по-итальянски Еолейские стихи» — это означает, что Гораций писал латынью, используя стихотворные размеры, изобретенные Сапфо, Архилохом, Алкеем.)

Что непривычного есть в поэзии поэта? (Во-первых, он сводит памятник себе сам, не ожидая, пока его увековечат в мраморе или бронзе. Во-вторых, поэт настолько уверен в своем таланте, который считает себя достойным лаврового венка Мельпомены.)

5. «литературные параллели»

Стих Горация «К Мельпомене» стал первым среди поэзий, посвященных осознанию поэтом достижений своего творческого пути.

Мотив увековечения памяти о поэте в его творческом заделе, который будет нужный будущим поколениям, есть ведущим также в поэзиях русских поэтов Г. Р. Державина и О. С. Пушкина.

Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация.

Памятник

  • Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный,
  • Металлов тверже вон и выше пирамид;
  • Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
  • И времени полет его не сокрушит.
  • Так! - весь я не умру: но часть меня большая,
  • Вот тлена убежав, по смерти станет жить,
  • И слава возрастет моя, не увядая,
  • Доколь Славянов род вселенная будет чтить.
  • Слух пройдет обо мнет вот Белых вод до Черных,
  • Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
  • Всяк будет помнить то в народах несчетных,
  • Как из безвестности я тем известен стал,
  • Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
  • В добродетелях Фелицы возгласить,
  • В сердечной простоте беседовать в боге,
  • И истину царям с улыбкой говорит.
  • Во Муза! возгордись заслугой справедливой,
  • И презрит кто тебя, сама тех презирай,
  • Непринужденною рукой, неторопливой,
  • Чело твое зарей бессмертия венчай.

Г. Р. Державин 1796

Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И знаменитый буду я, доколь в подлунном мире Жил будет хоть один пиит

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народа, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.

Веленью божью, в муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

О. С. Пушкина 1836

Гораций Державин (1796) Пушкина (1836) Мой памятник стоит крепче меди. Поднялся он лбом над царскими пирамидами. Его не сточит дождь въедливый. Не свалит залетный северный ураган, Ни лет длинный ряд, ни времени лет беспрерывный; Я не умру целиком: естества моего часть Переживет меня, и от человеческих сердец Буду Принимать хвалу, пока понтифик-жрец Еще сходит с дивой в высокий Капитолий Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже вон и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру: но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, и слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенная будет чтить

Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - и знаменитый буду я, коль в подлунном мире Жил будет хоть один пиит

Первые строки поэзии похожие между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В поэзиях Горация и Державина отмечается, что он высший, чем царские пирамиды; ни дождь, ни ураган, ни гром не смогут ему повредить. В стихе Пушкина говорится лишь о том, что памятник «выше Александрийского столпа». Некоторые исследователи считают, что речь идет не об Александрийской колонне, сведенную на Дворцовой площади в Петербурге, а об одно из чудес мира. Таким образом, во всех стихах памятник сравнивается с чудесами мира, даже превосходит их.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать