Культ создания «земного рая», подброшенный лукавым, форсировал и проблему высвобождения человеческих страстей (сокровенных греховных желаний) от упроченных моральных законов, христианских предписаний и норм, что позднее проводил эксперименты над человеческой природой, раздражал присущий индивиду эгоцентризм: прогресс к прогрессу не мог не стимулироваться заложенным в человеке злым началом, которое завуалировалось разными социальными утопиями (последняя из них - на рубеже второго и третьего тысячелетий - утверждает культ наживы как основной цели человеческого существования).

Утопические иллюзии трансформировались в художественные концепции. Не случайно давала о себе знать «литература вопросов», которая ставила проблемы поспешных изменений не только общественно-экономических формаций, а и родственных отношений, реформы человеческой души вообще: в 20 столетии идеи Малахии стаканчиков из пьесы П. Кулиша в разных ипостасях и измерениях зомбирует массы.

Не углубляясь в проблемы духовной деформации испорченного грехом человечества, авторы утопических концепций указывали возможность высвобождения вот всего «злого» и несправедливого («Кто виноват?» А. Герцена, «Что делать? Н. Чернышевского,» Кому на Руси жить хорошо? « Н. Некрасова) не только путем изменения общественного порядка, а и созданием нового сознания, которое обязывало быть «честными с собой», а не перед Высшей Правдой - перед Богом. Читая страницы об овеянном мечтой Рахметова земном рае, о социальной гармонии - идиллии, которая возникала в болезненном воображении Веры Павловны (героини романа Н. Чернышевского «Что делать?»), можно было бы задуматься и о другом: а не обнаружится ли тот, кому вдруг захочется исказить ту «прекрасную картину», бросив в нее камнем?

Ведь за свободой от зла и неправды можно не заметить манипуляции сознанием демона «справедливости», цель которого - привести к свободе от Бога, к завоеванию собственной «правды» любой ценой. Именно в высвобождении и попытках реализации сокровенных желаний и сокрытии социальной опасности гласило писательство - литература  о  «преступлении и наказание». Ее репрезентовали, прежде всего, романы идей русского и мирового классика Федора Достоевского «Преступление и наказания», «Братья Карамазовы», «Бесы».

Собственно это роман о страшном беззаконим, движимым человеческим эгоцентрическим подсознанием (вместилища греховного начала) во имя справедливости - той правды, которую стремились утвердить революционеры: ореол святости, Богочеловека вытеснялся идеей «человекобога». Но это и произведение о грехе, который становится пробуждением совести, осознанием собственной вечной гибели, гибели всех, кто совершил преступление во имя самоутверждения и благополучия, которое окажется призраком.

Родион Раскольников, зараженный опасными идеями (так и упоминается «призрак коммунизма», что бродил по Европе) в свое время, во имя справедливости использует принцип «рационального зла» (идея такого зла проходит и через «Фауста» Гете). Он может улучшить положение свое, матери, сестры через убийство старой, никчемной и бессердечной ростовщицы, Этой «вши», которая бессовестно обдирает ближнего. Греховный импульс срабатывает. Преступление «во имя справедливости» осуществлено. Однако герой, попавший в новое существование - существование убийцы, начинает сознавать, что его преступление становится Страшной Карой для него самого, любовь к близким людям становится ненавистью к самому себе, убийство ростовщицы - это преступление, это границы, за которыми самоубийство: «Я не старушонку убил - я себя убил ... « Собственно и само убийство ростовщицы Раскольников старался оправдать логикой благородства, логикой правды несправедливого мира. «Единственное зло и сто добрых дел». «Единственное злодейство позволительно, если главная цель хороша!» - Это и есть моральный императив аморального циника Свидригайлова. Этот принцип, приоритетный и в философии иезуитов, становился доминирующим и в логике революционеров всех времен: «Цель оправдывает средства!  Целесообразно привести слова современного православного публициста Ю. Воробьевского о том, что «в истории никогда не совершались ни демократические, ни социалистические, ни национал-социалистические революции. Всегда были только революции бесноватых».

«Если Бога нет - значит все разрешено ...» - Это логика бесноватых революционными идеями персонажей Ф. Достоевского.  Характерно, что следователь Порфирий Петрович как замечательный психолог с христианским мышлением прекрасно понимает опасность зараженных зловещими, далекими от настоящего альтруизма идеями молодых людей. Совесть без Бога и души ужасная и опасная, она собственно и не является совестью, поскольку неверующий человек может заблудиться и погибнуть.

Эту трагедию Родиона Раскольникова хорошо понимает способная на большую жертвенность верующая Грешница Соня Мармеладова: «Что вы, что вы над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого на целом свете!» «... Вас Бог поразил, дьявол предал».

Характерно, что Родион не упоминает свою вторую жертву - сестру ростовщицы Елизавету, поскольку после первого преступления был уже духовно мертвый: попал в сети дьявола, он мог теперь убивать кого угодно.

Снова следует сослаться на упоминавшегося уже Ю. Воробьевского, который, характеризуя психологические опыты над проявлением моральной раздвоенности личности, отмечает: «Карл Юнг утверждал: когда сознание и подсознание объединяются, получается цельная личность, которая вступает в диалог со своим личным богом. Так наука XX века повторила старую оккультную доктрину: «высшим существом является тот, кто способен на контакт с кем-то нечеловеческим. С кем можно вести диалог. Кто назван даже «личным». Как персональный компьютер «. Ведомый дьяволом (первым революционером Вселенной) человек терпит Адские мучения уже здесь, на земле. Поэтому и втянутый в невероятные душевные страдания Раскольников, не оставлен Богом, который действует через людей, в жертву бесам.

Следователь Порфирий Петрович, побуждает к признанию, не случайно упоминает евангельский эпизод воскресения Лазаря. В момент готовности к покаянию и искуплению собственного греха Родин просит Соню читать Евангелие. Любовь грешницы Сони Мармеладовой, глубоко верующей и способной на самопожертвование, постепенно воскрешает заблудшую душу Раскольникова. Собственно, Соня тоже Грешница (хотя совершает грех во имя спасения других) и тоже нуждается в помощи, любви, чтобы очистить душу. Поэтому любовь Раскольникова становится спасением и для нее. Они необходимы друг другу: «Их воскресила любовь, сердце одного заключали бесконечные источники жизни для другого».  Воскресение и возвратит их к Бог учерез путь страданий и искупления.

Не способен к воскресения своеобразный двойник и вместе с тем антипод Раскольникова циник Аркадий Свидригайлов, который придерживается принципа «рационального зла» - «цель оправдывает средства». В отличие от бедного Родиона Раскольникова, Свидригайлов является богатым человеком, который живет земными наслаждениями. Проблемы социальной неустроенности его не обходят, как и не грызут мучения совести. И и не очень он думает о спасении души: пока что здесь в земной жизни он чист перед законом, а о смерти, которую боится, говорить не желает. От безверия души и Вечность для Свидригайлова является чем-то непонятным, абстрактным.

Раскольников, душа которого проходит Адские мучения здесь, в земной жизни, через страдание и искупление способен к воскресению. Циник Свидригайлов, погрязший в наслаждении и грехах, попадает в то душевное состояние, которое приводит к самоубийству - вечной погибели.

Само самоубийство Свидригайлова, который мог привлечь Раскольникова своим преступлением во имя земных благ, становится тем импульсам, который толкает последнего на путь к признанию в убийстве.