Константина Малицкая «Соловей». Теория литературы: Художественное описание

Питаются соловьи насекомыми и их гусеницами, которых находят на поверхности почвы, а осенью - еще и ягодами. В поисках пищи птицы держатся поодиночке. В августе-сентябре соловьи начинают перелет на юг.

 

Основными врагами соловьев являются коты и хорьки, которые вылавливают птиц, разрушают гнезда. Вот почему в некоторых садах, парках эти птицы не гнездятся.

Юные художники демонстрируют рисунки.

Учитель зарубежной литературы. Сказка Андерсена «Соловей» посвящена важной теме - силе большого и настоящего искусства. Писатель противопоставляет живую красоту искусственной красоте.

Прослушаем пение соловья. (Звучит аудиозапись). Эти волшебные звуки нельзя сравнить ни с чем, так как они - наша несравненная природа-матушка. Вот такое пение вызвало слезы потрясения и увлечение даже у китайского императора, отгороженного от простых людей, естественной красотой стенами дворца и придворными.

5.  Инсценирование сказки Андерсена «Соловей».

Юные артисты инсценируют отрывок из сказки - разговор соловья с императором.

6. Словарная работа:
 Камергер - придворный чин.
 Черная магия - злое ворожение.
Горничной - прислуга в комнатах.

Сапфир - драгоценный камень, синего цвета.

Клейноды - знаки власти.

Беседа:

  • 1) Как можно охарактеризовать соловья из сказки?
  • 2) Кто спас императора от смерти и почему?
  • 3) Почему соловей не советовал разбивать искусственного соперника-соловья?
  • 4) Почему соловей попросил императора держать в секрете его с ним разговор?
  • 5) Чему учит сказка?

ИII. Закрепление изученного

Учитель украинской литературы

  • 1) Что есть общего в этих двух произведениях? (В обоих произведениях эта маленькая птичка олицетворяет саму природу, ее красоту, мудрость, независимость, творческую личность.)
  • 2) Какие черты присущи настоящему соловью? (Он имеет живую душу, способную на милосердие, сочувствие. Ему присущи достойное поведение, свободолюбие, честность, бескорыстие. Свои песни соловей щедро дарит всем, кто способен ощущать красоту. Видеть, как чье-то сердце откликнулось на пение, на красоту - единственное вознаграждение, которого ожидает настоящий художник.)
  • 3) Почему эти птицы заслуживают сердечную опеку людей? (Так как они приносят пользу людям. Их становится все меньше. Слушая пение соловья, мы ощущаем радость жизни.)
  • 4) Как вы понимаете слова эпиграфа? (Нужно беречь природу, если ты являешься патриотом родного края, так как она является олицетворением настоящей красоты и жизни на Земле.)

IV.   Вывод

Учитель. Итак, дети, мы много узнали о соловье, этой неповторимой птичке. Вот то главное, что характеризует ее. Он является олицетворением самой природы. Люди полюбили эту птичку и воспели ее во многих народных песнях: «Соловей маленький! Имеешь голос тоненький, запой же ты мне, так как в чужой я стороне...».

V.  Домашняя задача

  • 1. Выразительно читать описание.
  • 2. Составить цитатный план к рассказу.
  • 3. Дать сравнительную характеристику соловья (на основе изученных произведений).
  • 4. Первая группа - рассказывать о деревьях, которые растут на территории Украины.
  • 5. Вторая группа - написать произведение-миниатюру «Все краски жизни воспроизведены в песне соловья».
  • 6. Дать сравнительную характеристику соловья в произведении-описании К. Малицкой и в сказке Г. К. Андерсена «Соловей».

Дополнение

Свободная птичка

Между калиной тихонько

Соловушка щебетал,

Низом мальчик украдкой крался

Хап! И птичку поймал.

Дети рады, аж смеются,

Что поймали соловья.

Скачут, жмутся, аж бьются,

Просят: «Пташечка моя, Запой нам громко, Как пела в саду. Мы же тебе за это хорошенький сделаем цветочек такой!» Или не то на свете видеть Нам приходится не раз? Им пой, они же отблагодарят Сделают цветочек в самый раз!

(Днепровская Чайка)

Соловьям Украины

В разлуке с вами, соловьи Украины, Так ноет сердце, что аж смех берет с самого себя. Пусть оно и старое, А в родной край, как в юность давнюю, польется.

Ты грудь режешь взглядом ребенка, Печешь и мучаешь, родной край мой, Пьянишь, как никто на земле нашей... Скучаю за вами, соловьи Украины.

(М. Рыльский)

Соловей

Как он боится тишины!... В синие башни

Пересыпает жар волосожар.

На берегах зеленого пожара Поджигатель он однозначно и звонарь. У него все значит, все в порядке

На всем он оставляет вещий знак.

И на крыле зарощенного сада, Набегавшись, заснет, словно паренек...

(В. Подпалый)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент