Комедия «Мартын Боруля». Стремление стать дворянином как миф о лучшей жизни

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Этот биографический факт драматург поднял к широкому обобщению, остро высмеяв и осудив честолюбие и паразитизм привилегированной социальной касты - дворянства.

(К слову, отец писателя, как и герой пьесы, не добился дворянских прав, так как в части семейных документов стояла фамилия не Тобилевич, а Тобулевич (аналогично и в комедии: Боруля - Беруля.)

2. Выступление ученика - «литературного критика»

В недалеком прошлом Мартын Боруля жил здоровой трудовой жизнью, но вследствие конфликта с дворянином Красовским, который назвал его «быдлом», пронялся фантастическим желанием доказать, что он также «шляхтич». И пока поверенный Трандалаев добивался официального подтверждения «дворянских прав» Мартына Борули, тот поспешил завести в своей семье «дворянские порядки».

Мартын запрещает своим детям «мужицкую работу», сам старается подолгу вылеживаться в кровати; хотя с непривычки у него и бока болят; хочет перевести семью на «господское» кушанье - «кофе» - и велит расспросить, «когда его подают: или к борщу, или на ночь».

Чтобы вывести своих детей на «дворянскую линию», Мартын Боруля, не жалея денег, содержит сына Степана писарем в земском суде, а дочь Марисю собирается выдать замуж за «благородного жениха» - регистратора в ратуше Нациевского.

Одну за другой разворачивает драматург сцены и ситуации, мастерски подводя «шляхтича» к катастрофе. Нациевский, «благородный жених» Мариси, позорно убегает, Степан остается «вне штата», а тем временем сенат не подтверждает дворянские права, так как в старых документах писалось «Беруля», а в новых - «Боруля».

Доведя к полнейшему провалу честолюбивые стремления своего героя, Карпенко-Карый в финале комедии показывает его протрезвление. Мартын Боруля, сжигая после всего пережитого «дворянские документы», говорит: «Слышу, как мне легко делается, будто новая душа сюда вошла, а старая, дворянская, пеплом стала».

3. Слово учителя

Через всю комедию проведена идея: достоинство человека определяет не принадлежность к привилегированному социальному положению, а честная трудовая деятельность, простота и искренность во взаимоотношениях с людьми. Эта идея утверждается не только эволюцией главного персонажа, а и критическим изображением таких действующих лиц, как Протасий Пенёжка, Матвей Дульский - представителей тщеславной, хотя и «голопузой» шляхты, как Степан Боруля, Нациевский, Трандалаев - распущенных чиновников.

4. Минутка искусства

Слушание аудиозаписи (диалог между Мартыном Борулец и Омелько из III явления действия II, когда наймит с наивностью рассказывает своему хозяину о том, как у него украли коней)

5.  Вспомнить понятие «средства комического в произведении». Найти в комедии, прокомментировать

6.  Ролевая игра «Теневой театр»

Садовский (пишет письмо). Надумал с труппой странствовать в Париж. Смелое намерение - вынести на европейскую сцену искусство родного театра. А может, в этом есть смысл? Пусть зрители сопоставят игру Марии Заньковецкой с игрой прославленной французской звезды Сары Бернар. А что скажут французы? Может, повезти во Францию «Мартына Борулю», чтобы посоревноваться с мольеровским «Мещанином-шляхтичем»? Французы очень привередливые к юмору. Герцен писал, что юмор и остроумие являются «замечательными элементами французского характера».

Карпенко-Карый. Что сказать о Париже - не знаю, так как это очень мудрая штука...

Здесь необходимо поехать в Париж знающему мужчине и на месте самому все разглядеть. Такой человек должен быть ты...

7. Дать характеристику героев пьесы
 по самостоятельно составленному плану

I  вариант — Мартына Борули;

II  вариант — распущенного чиновника Нациевского;

III   вариант — Матвея Дульского.

IV. Закрепление

1. Слово учителя

То, что мы имеем в самом деле ценного в сфере чистой поэзии,- принадлежит только Шевченко, в сфере музыки - Лысенко, а в сфере драмы - Старицкому и Карпенко-Карому.

Обращаясь к драматическому творчеству умершего драматурга, взятого в целом, мы должны квалифицировать его как высокоталантливого. Драмы Карпенко-Карого - в самом деле действия, с логическим развитием их, с умелой коллизией действующих лиц и жизненной правдой тех мотивов, которыми руководствовался автор при написании своих произведений. Они сценические, живые, актуальные. Они народные, так как темами для них является жизнь народная с ее радостью и бедностью, которая имела место в жизни нашего народа и преимущественно крестьянских масс его.

Границы и объекты драматического творчества Карпенко-Карого,- это наше село, бедное, обтрепанное село с тысячами бедности, которая выглядывала из каждого дома, с темной тучей темноты, которая застилает собой и душу, и мозг крестьянина. Перечитывая драмы нашего писателя, видим, какие черные духи свили себе логово в крестьянской жизни и сделали из нее пекло.

Панорама крестьянской жизни, нарисованная Карпенко-Карым, тяжелая, полная черных красок. Мы не ошибемся, если скажем, что творчество Карпенко-Карого в сфере нашей драмы - это резонатор нашего села, что талантливый и большей частью правдивый рисунок его, а пьесы автора «Бурлака», «Умный и дурак», «Чумаки», «Сто тысяч», «Мартын Боруля», «Суета», «Хозяин» - артистичные, исторические памятники из жизни нашего села.

Не менее заметной заслугой реалиста-драматурга является также и то, что он не пошел в своем творчестве проторенной дорогой шаблонов в изображении любви.

Образы любви, а особенно женской, разнообразие эмоциональных переживаний, изображены автором в некоторых пьесах (напр. «Бесталанная») так хорошо, четко и с таким чувством художественной меры, что образы эти становятся символами, типичными фигурами, которых можно много найти в других произведениях нашей драматической литературы. К таким произведениям необходимо зачислить Софию, с ее нежной, верной любовью супружеской жизни, и ее антипод Варку - живое воплощение горячей, как пламя, и бушующей любви, которая, чтобы дойти до своего логического конца, не остановится ни перед какими жертвами, связанными со страданием и горем других.

Чудесно изобразил Карпенко-Карый образ «Наймички».

Беря материалом для своего творчества факты из жизни крестьянина, психических его переживаний, связанных с материальными обстоятельствами этой жизни, Карпенко-Карий обращался также и к нашему прошлому, где так много больших драматических моментов, где эти моменты, свиваясь друг с другом, создают одну большую трагедию - историю нашего края.

«Что было - то мхами поросло», «Сербин» и «Савва Чалый» - вот пьесы нашего драматурга, материалом для которых были события

 

 «былого» нашей истории. Наиболее достойной со стороны литературной является последняя пьеса, наверное, чуть ли не наилучшая из всех исторических пьес нашего театрального репертуара. Фигура главного героя трагедии Карпенка-Карого поражает разногласиями. Конфликты, которые выныривают в душе героя, кончаясь катастрофой его планов и мечтаний, не вызывают в душе читателя и публики театральной глубоких психологических процессов, обращенных симпатичной своей стороной к Савве. Центральная фигура трагедии изображена, таким образом, не захватывающе. Зато другие персонажи трагедии, как Игнат Чалый, изображен в целый могущественный рост, пластично, колоритно и согласно исторической правде. И как бы там ни было, пробы драматического творчества нашего драматурга в сфере исторических художнических композиций могут занять выдающееся место среди нашей исторической драматургии.

2.  Составить тезисы прослушанного

3.  Логическое раздумье

Прокомментировать выражение И. Франко «Карпенко-Карый - один из родителей нового украинского театра».

4. Оценивание

V. Домашняя задача

  1. Повторить изученное о драме и жанрах драматических произведений.
  2. Подготовиться к контрольной работе.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector