x x
menu

Классный час. Конформизм. Будь самим собой

Конформизм. Будь самим собой

Подросткам заранее предлагается вспомнить и записать ситуации, при которых они или их друзья оказывались объектом насмешек или преследования со стороны сверстников. Фамилии и имена можно изменить, подписываться не обязательно.

Учитель. Вам знакомо слово «конформизм»? Хотя у нас и не будет сегодня урока русского языка, но я намерена познакомить вас со значением этого слова. Почему? Потому что большинство из вас – конформисты. Не обижайтесь, я вовсе вас не обзываю. Это вполне нормальное слово, не несущее никакой оценочной окраски.

В подростковом возрасте почти все хотят быть подобными остальным – делать то, что делают другие, говорить так, как они говорят, думать так, как думают все, носить то, что носят все. То есть боятся отличаться от большинства. Это и есть конформизм.

Это, как детская болезнь. Большинство людей переболели ею. Это не страшно. Хуже, если конформизм переходит в хроническую форму, и человеку так и не удается обрести индивидуальность, стать самим собой. Про такого человека говорят, что он не имеет своего лица: он всегда кому-то подражает, перенимает чьи-то идеи, моду, походку, манеру выражаться. Такой человек становится подверженным давлению общества, он постоянно приспосабливается к групповым стандартам.

1 ученик. Почему происходит так, что человек боится отличаться от других?

2 ученик. Мы боимся сделать что-то не так, мы стремимся избежать возможных насмешек. А презрение и насмешки можно получить по любому поводу.

3 ученик. Если мальчишки считают «стильными» широкие штаны, не повезло тому парню, который проигнорирует подобное пристрастие и будет носить узкие брюки!

4 ученик. Если девочке мама не в состоянии купить модную куртку, то над ней будут смеяться по любому поводу.

1 ученик. Любое отклонение от общих правил расценивается как отклонение от этикета.

Учитель. Как вы считаете, в каких случаях подобная унификация недопустима?

Обмен мнениями

Учитель. Я сейчас зачитаю несколько примеров, когда кто-то из вас или ваших друзей оказывался в унизительной ситуации. Постарайтесь представить себя на месте того, кто оказывался объектом осмеяния или гонения. Что бы вы чувствовали при этом? Все ли вас устраивает в отношениях с вашими друзьями? Часто ли вы поступаете так, как не хотели бы, чтобы поступили с вами?

Зачитать и обсудить наиболее типичные и яркие ситуации, представленные ребятами перед классным часом.

Эксперимент.

Учитель. Давайте проведем эксперимент. К участию приглашаются 10 человек. Я буду показывать вам фотографии с различными видами городского и природного пейзажа, а вы должны поднять значок, когда увидите наиболее понравившиеся вам виды. (Назвать по именам 10 участников. 9 из них должны быть предупреждены: не зависимо от того, что они увидят, они все должны будут дружно поднимать руки только в случае поданного ведущим знака – поворот головы вправо, прикосновение к уху или лбу, небольшая точка на полях фотографии и т. п. Затем один из этих 9 будет поднимать значок только тогда, когда остальные не поднимают.)

Обсудите результат эксперимента. Когда не знавший об уговоре, чаще поднимал значок? Почему?

Учитель. Вот что давление сверстников делает с нерешительными людьми. Вам известно о таком понятии как «чувство стадности»?

1 ученик. Интересно, что когда один из девяти стал противоречить остальным, повышалась вероятность, что к нему присоединиться изучаемый ученик.

2 ученик. Это значит, что если у вас есть хотя бы один друг, который будет стоять за вас наперекор остальным, у вас тоже прибавится мужество.

3 ученик. Почему мнение большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления?

4 ученик. Почему мы так боимся быть отверженными коллективом?

1 ученик. Почему мы делаем то, что нам говорят наши ровесники?

2 ученик. Почему мы не можем быть независимыми?

Учитель. Все дело в неуверенности. Когда вы чувствуете себя неуверенно – когда вы сами себе не нравитесь – тогда вы очень боитесь насмешек, боитесь не понравиться, не получить приглашение на вечеринку и того, что друзья вас отвергнут. Вы более чувствительно относитесь к насмешкам. И вы говорите как все, одеваетесь как все, поступаете как все. Вы боитесь выразить свое собственное мнение. Причина такого поведения – чувство неуверенности в себе.

3 ученик. В нормальной, здоровой подростковой среде конформизм, по мере взросления, благополучно изживает себя.

4 ученик. Сложнее обрести индивидуальность в агрессивной среде. Мы можем помимо своей воли и желаний делать не то и не так как считаем правильным, а то и так, как принято в этой среде.

1 ученик. Давление со стороны сверстников может стать опасным. Оно может доставить нам много неприятностей в будущем. Конформизм становится опасен, если заставляет нас сознательно поступать неправильно.

2 ученик. Это происходит всякий раз, когда нам не хватает мужества сделать что-то такое, что отличало бы нас от наших друзей.

Учитесь говорить «НЕТ».

Представьте себя в компании сверстников, общество которых вас давно привлекало. Они вам всегда казались такими классными, крутыми, свободными. Вам нравится, как они одеваются, ведут себя. Вы всегда мечтали стать одним из них. Люди, которые выглядят независимо всегда привлекают к себе наше внимание, особенно, когда мы находимся в периоде взросления.

Так вот. Допустим, после школьной дискотеки вам предложили продолжить вечер в соседнем парке. Уже поздно. Родители будут недовольны. Но вы давно мечтали провести время в кругу этих крутых парней, а возможно и влиться в этот круг в будущем. Все это заставляет вас поддаться искушению. Тем более уже раздаются насмешки: «Что, мамочки испугался? Ну да! Мы же забыли: детское время кончилось!..»

И вы делаете вид, что последние замечания относятся вовсе не к вам, а к тем «малолеткам», которые отправились по домам. Вы уверенно направляетесь в глубь парка, туда, где обычно тусуются эти крутые парни. Вечер продолжается, вам весело, вы испытываете некую эйфорию, голова кружится от счастья.

И вот один из ваших новых друзей предлагает забить косячок, все дружно его поддерживают. Вы, конечно, прекрасно знаете, что это такое, хотя сами еще никогда не пробовали «травки», да и не имеете большого желания. Сколько раз вы уже слышали об опасности даже самых слабых наркотиков: затягивают, разрушают организм и т. д. Что делать? Эти парни так легко и непринужденно затягиваются, передают по кругу «дурман». И вот уже очередь дошла до вас. Как вы поступите? Вы не хотите это курить, но и не хотите, чтобы над вами смеялись. Вы вроде бы колеблетесь, но вас начинают поддразнивать и вы сдаетесь. Давление становится огромным. Вы чувствуете себя глупо, вы не знаете, что сказать. Быть может, с одного раза вреда не будет? Вы затягиваетесь и чувствуете вроде бы победу. Вы такой же, как эти крутые ребята! БзЮНо в следующий раз, когда вам опять будут предлагать наркотики или выпивку, согласиться будет легче, потому что первый шаг уже сделан. Потом это войдет в привычку, и вы, как говориться, втянетесь.

3 ученик. И все это из-за стремления быть как все.

4 ученик. Вам повезло больше, если вы попали в компанию, в которой считается крутым и модным кататься на велосипедах или играть в футбол.

1 ученик. Там тоже, наверняка, сложились свои правила и условности, которым придется соответствовать.

2 ученик. Но, по крайней мере, вы меньше рискуете лишиться разума и здоровья.

Учитель. Как вы думаете, почему алкоголизм среди подростков стал такой серьезной проблемой? Почему молодежь курит, зная, что эта привычка загрязняет легкие, разрушает кровеносные сосуды, укорачивает жизнь? Чаще всего это начинается с того, что тот, кто уже попался на крючок соблазна, предлагает заглотнуть эту заманчивую наживку, якобы открывающую дверь во взрослую жизнь. И, к сожалению...

3 ученик. Нам так трудно бывает сказать: «Нет! Это мне ни к чему! В мои планы это не входит».

Учитель. Человеческий организм так хрупок, и очень легко ему нанести непоправимый вред. Сколько людей страдают всю жизнь только потому, что в юности не имели в себе уверенности и не смогли сказать «нет».

Мало того, многие вообще расстались с жизнью только лишь потому, что всего лишь пытались немного развлечься и не нашли в себе мужества твердо сказать...

4 ученик. «Ни за что! Я не хочу иметь проблемы со здо-ровьем. Я не хочу разрушать собственное тело – оно у меня одно и оно мне нравится!»

Оставайтесь самим собой!

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать