x x
menu

Классический реализм и его художественная специфика

Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой») возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он появился? И можно ли считать первоначальное искусство реалистическим, ведь изображение диких животных, которые археологи находят в пещерах, безусловно, можно признать телесными, такими, что подражают природе. 

Можно ли античное искусство считать реалистическим? Ведь оно изображало человека и природу, не пренебрегая реальными пропорциями, сосредоточивалось именно на телесном изображении человека. Можно ли временем появления реализма считать эпоху Ренессанса, когда перед художниками стоял выбор: каким путем идти - путем средневековой аллегории или путем «естественного», «телесного» изображения мира? Ведь говорить об определенном направлении в искусстве можно только тогда, когда оно сознает себя как направление, т.е. имеет альтернативу. Альтернатива появилась во времена Ренессанса, предыдущие художественные течения ее не знали. Поэтому большинство исследователей считает временем появления реализма все таки ренессансную эпоху. Независимо от времени появления, реализм XIX ст. является этапом общемирового развития реализма.

Реалист Стендаль считал себя романтиком и вообще не сознавал собственное искусство как кое-что отделенное от романтизма. Бальзак сознавал своеобразность стендалевского и своего творчества и в «Этюде о Бейле» охарактеризовал его как «эклектичное». Он разделял развитие французской литературы на «литературу идей» (классицизм, просветительский реализм), «литературу образов» (романтизм) и «литературу эклектики» («тот, кто избирает»). Бальзак утверждал, что он позаимствовал у предшественников то, что ему нравится: от Мольера в его творчество пришел «маниакальный характер», от Вальтера Скотта - принцип изображения жизни обычных людей на фоне могущественного развития истории.

 Диккенс, особенно на раннем этапе своего творчества, настолько крепко был связан с романтическими приемами изображения, что, например, Теккерей не признавал творчество Диккенса реалистическим. Хотя писатели классического этапа развития реализма и не признавали себя реалистами, это не означает, что реализм не развивался. В 10-20 годах реализм начал вызревать в недрах романтизма, а в 30-40 годы он уже существовал как отдельное направление. Классический реализм имеет уникальную черту: он поднимается над своими творцами и оставляет их далеко позади. Роялист Бальзак не является таким в своих романах, защитник патриархальных ценностей Л. Толстой не мог объяснить собственной моральной позиции при создании романа «Анна Каренина».

 И это потому, что романы Бальзака, Толстого, Достоевского говорят не только от лица Бальзака, Толстого, Достоевского, они говорят от лица Природы, Космоса, Вселенной. Образы великих реалистов развиваются автономно, часто не подчиняясь своим творцам. Покидая конкретные произведения, они приобретают силу вечных спутников человечества. В повести «Поиски Абсолюта» (1834) Бальзак утверждает: «С какой стороны не начинай, все является связанным, переплетенным одно из другим. Причина принуждает догадываться о последствиях, и всякое следствие позволяет подниматься к причине». Классический реализм не случайно вырос из «физиологических очерков». Он рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одной части влияет на состояние другой.

Мир романов Бальзака, Диккенса, Толстого наполнен вещами, которые представляют своих властителей, отображают их суть. Первостепенное значение реалисты придавали также архитектуре и интерьеру жилья. Гоголевские Собакевич и Манилов, бальзаковский Гобсек, Домби Диккенса становятся единым целым со своими вещами. Правда, в классическом реализме так было не всегда: у Стендаля детали быта обозначены довольно скупо. Он сосредоточивается на внутреннем мире героя, на его личности, через которую отображается эпоха. Лермонтов старался «через историю души отобразить историю целого народа». То же самое можно сказать о Стендале.

Существует распространенное определение реализма как изображение «типичных личностей в типичных обстоятельствах» (Энгельс), и эта мысль кажется правильной, хотя в некоторой мере упрощенной. Но важным является еще такой момент: писатель изображает типичные черты своего времени через типичных представителей общества и демонстрирует нам этих типичных представителей. Тем не менее, его собственное отношение к ним далеко не всегда можно определить наверняка. Яркий пример - «Пани Бовари» Флобера, который считал, что писатель должен «в каждом атоме, в каждом образе ощущать неоконченное и скрытое бесстрастие». Авторское невмешательство имеет прямую связь с «самодвижением», «саморазвитием», с «автономным существованием» образов, оно создает предельную «жизненность» созданных картин. Здесь можно вспомнить Стендаля, который по-своему осмыслил шекспировское требование «mirror up to nature» («держать зеркало перед природой»).

Стендаль считал, что зеркало перед природой держать нужно, но каким образом? Ведь тот, кто держит, может повернуть его под тем углом, какой ему нравится, и объективность таким образом исчезнет. Стендаль сравнивал Писателя с путешественником, который идет дорогой жизни, а за спиной несет зеркало. Путешественник не видит отражения и не может им руководить, так достигается правда в искусстве. Направленность писателей-реалистов на изображение правды жизни не означает отказ от фантастики, гиперболизации, мономании характеров.

 «Я нахожусь в лучшем положении, чем историки, - я свободнее, чем они», - утверждал Бальзак. Художник всегда свободнее ученых, так как он может отмечать реальные тенденции, которые существуют в обществе, через фантастические образы или через обострения отдельных черт. Искусство всегда превращает жизнь, делает ее сценической, панорамной и т.д. Но творчество реалиста всегда сохраняет черту, которая отличает его от творчества романтика, - реалист всегда объективирует творческий процесс, в отличие от романтика, который показывает собственно, субъективное видения мира. Поэтому ведущей формой творчества романтиков стала поэзия, а ведущей формой реалистов - роман как «эпос нового времени».

Продолжительное время реализм XIX ст. определяли как «критический». С одной стороны, из-за тяготения корифеев реализма к анализу общества (слово «критический» в переводе с греческого означает «разобранный на части», по значению близко к слову «анализ»), а с другой - из-за осуждающей окраски творчества великих реалистов. Действительно, Бальзак, Диккенс, Теккерей изображали мир, в котором герои пренебрегали честью, совестью, человеческим достоинством, в котором дружба, любовь, верность, даже родственные связи, мало что означали, где всем заправляли деньги, страсть к наживе, к владению имуществом, к власти над себе подобными, где «продажа тела» и «продажа интеллекта» приобрели значение своеобразного культа, где иллюзии терялись и жизнь жестоко ломала наивных мечтателей, пока они не гибли или не превращались в эгоистов, на подобие Растиньяка.

 Но творчество Бальзака, Стендаля, Мериме, Диккенса, Теккерея критическим началом не исчерпывается. Например, Бальзак считал свои романы миром, «лучшим» мира реального. Стендаль влюблялся в созданные им «итальянские характеры», а Диккенс вместе с ужасом рабочих домов изображал волшебную патриархальную Англию, уютную и наполненную чудаками. Поэтому для определения реализма XIX ст. в последнее время больше используют термин «классический» (от лат. «образцовый», «первоклассный»). Реализм XIX ст. придал произведениям искусства такой художественной силы, с которой можно сравнить лишь искусство титанов Ренессанса. Он вобрал в себя творческие достижения предыдущих этапов развития реализма, обогатился достижениями искусства романтизма, модифицировав их по-своему, он предоставил огромное количество приемов изображения мира и, фактически, обобщил предыдущие этапы развития искусства. Подводя итоги, можно сказать: каждый художник классического реализма создавал свой собственный художественный мир, но всех их объединяет ряд общих черт.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать