x x
menu

Киево-Печерский патерик как памятник житийной литературы

Патерик (от гр. pater - отец) - название сборника жизнеописаний пустынников и монахов какого-то одного монастыря, края или определенной общины.

Общая характеристика сборника.

Среди книг житийной литературы виднейшим и любимейшим у читающей публики был «Киево-Печерский патерик». Его составили во второй половине ХI - первой половине ХII ст. Длительное время распространялся в рукописях.

Это сборник рассказов об учреждении Печерского монастыря и о его первых деятелях. Включает в себя сведения об анимистических представлениях тех времен (анимизм – донаучное, мистическое представление первоначальных людей, согласно которому каждая вещь имеет своего духа, душу; одухотворение сил и явлений природы), т.е. о представлении, когда своеобразно объединялись дохристианские языческие верования с христианскими, сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси. В его основу положено «Послание» бывшего Киево-Печерского монаха Симона, епископа Владимирского и суздальского (умер в 1226 г.), к монаху Печерского монастыря Поликарпу (с дополнением житий первых печерских монахов) и «Слово о создании церкви Печерской», а также «Послание» Поликарпа к архимандриту Акиндину и рассказ его о печерских монахах. Формирование сборника в основном завершилось в ХV ст. Существует несколько редакций «Патерика». Первое печатное издание его увидело мир в 1661 г. (инициатор - Иннокентий Гизель).

Тематика сборника.

•          История Киево-Печерского монастыря (реальные и легендарные сюжеты).

•          Рассказ о деятельности основателей Лавры — Антонии и Феодосии.

•          Сведения из истории Киевской Руси, в частности Киева.

Идейное направление патерика: возвеличивание православной веры; оказание почестей нашим предкам, их патриотизму и миролюбивости; отражение высокого уровня русской культуры.

Композиция. Экспозиция: раздумья о назначении Бога, его влияния на людей; рассказ о жестокости Святополка и скромной жизни монаха Прохора.

Завязка: гуманность Прохора в голодные времена на Русской земле и доброжелательность в отношении к людям.

Кульминация: конфликт между иноком и торговцами, ограбление монаха по приказу князя.

Развязка: примирение Святополка с Прохором; погребение монаха князем в пещере.

Анимистические элементы в произведении:

•          горькая лебеда (хлеб) — становится наслаждением;

•          пепел — соль;

•          покаяние Святополка — его победа в войне.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать