Цель:
Показать выразительность гоголевских описаний природы, их созвучность мыслям героев и событиям повести; учить подбору цитатного материала к характеристике Остапа и Андрия; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, составления плана к тексту; развивать связную речь учащихся: работа над устным пересказом; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логич-ность, последовательность, доказательность, змоциональность. Оборудование:
Иллюстрации к повести (гл. І, II) художника Д. Шмаринова. ХОДУРОКА І

Актуализация
Опорных
Знаний
Учащихся
1.
Проверка домашнего задания
На доске записано 4 плана второй главы.

2 плана проверяются устно. После зтого работы рецензируются, проводится коррекция.

2.
Блиц-опрос
• В каком возрасте Бульба отдал сыновей в бурсу? • В каком городе они учились? • Можно ли знання, полученные в бурсе, практически применить в жизни? • Каковы были первоначальные успехи Остапа? • Что заставило его выйти в лучшие ученики? • Что можно сказать о поведений братьев в бурсе? • Кого из них чаще наказывали и почему?

3.
Работа над устньм пересказом (от лица Остапа и Андрия рассказать о последнем годе учебы в бурсе)
II
Формирование
Новых
Знаний
,
Умений
И
Навыков
1.
Работа над иллюстрациями (необходимо назвать зпизод, соответствующий иллюстрации)
1) Мать, обнимающая спящих сыновей. • Какое сравнение употребляет Гоголь, говоря об зтой несчастной женщине? («Как степная чайка») • Где можно встретить подобное сравнение? • С чем ассоциируется у нашего народа образ матери? • Почему Гоголь сознательно использует образ, характерний для фольклора? 2) Тарас на коне. • Какие строки (строка) могут послужить подписью под иллюстраци-ей?

(«Старий Тарас думал о давнем») • О чем мог думать (вспоминать) Тарас? (9то били, скорее всего, воспо-минания о прежних днях на Сечи и мечты о ней.) 3) Остап и Андрий на конях.

(Впереди братьев ожидают неизведанние дали и новие встречи, пре- Жняя жизнь как би отрезана.) Кто из братьев вспомнил о доме и о матери? 2.
Чтение описання степи
• Каким образом достигается яркость описання? (При помощи цвето- вых и звуковых характеристик) • Почему Гоголь создает такой необычньш пейзаж? (Описание природи родного края служиш фоном, который подчеркивает стремление каза-ков служить на благо родине.) • Работа над выразительным чтением. 3. Знакомство с Запорожской Сечью. Беседа с злементами
Текстологического анализа
• Какой ее увидели Остап и Андрий? • Какими были первые впечатления? (Спящий посреди дороги казак олицетворяет могучую волю, которая царит вокруг.) • Что искал на Сечи и над чем задумывался Бульба?

• Найти слова о значений Запорожской Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вьшетают все те гордие и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!») IV.
Подведение
Итогов
Урока
Учитель.

По дороге на Сечь молодые казахи более глубоко осо-знают цель поездки — защита родины. Чувство родины воплощается в описаний родной украинской степи, любви к матери, родному дому. V
.
Домашнєє
Задание
Читать главы III—VI, составить план к ним; обратить внимание на нравы и обычаи Сечи.

Глава V. Вьшисать цитаты об овладении боевой наукой Остапа и Андрия.