x x
menu

Как писать произведения для старших классов?

Сочинение размышления на общественные и морально-этические темы имеют построение: введение (тезис или антитеза), доведение (аргументы и факты), вывод. Для начала определяется мысль в лаконичной форме, которую автор - ученик хочет довести или опровергнуть. Потом добираются доказательства, фактический материал, которые оформляются соответствующим образом. В конце сочинения все обобщается и подытоживается - делается вывод. В произведении-раздумье употребляются такие словосочетания, как: я думаю, я считаю, по моему мнению, на мое глубокое убеждение, по-моему, вопреки общепринятой мысли, несмотря на упроченные нормы морали (поведения). Необходимо также владеть лексикой, которая поможет осветить общественно-политические (общественный порядок, общественность, парламент, правительственные структуры, власть, местное самоуправление, конституционные права и обязанности, верховенство закона, политика, стратегия, суверенитет, независимость, демократия, рыночная экономика, регионы, экология, современные технологии, компьютеризация, согласие, примирение, судебные органы, судопроизводство, средства массовой информации и др.). На морально-этические проблемы; мораль - это система норм и принципов поведения людей в отношении один до одного и к обществу. Этика - наука о морали; нормы поведения, совокупность моральных правил, честь, порядочность, благородство, верность, преданность, дружба, любовь, уважение, положительные, отрицательные черты, недостатка характера, характера, поступки, ответственность, толерантность, терпимость и др.

Особенности произведения на общественную тему.

  • Ø К общественным темам принадлежат такие, которые касаются жизни нашего общества.
  • Ø Основные источники информации - газеты, журналы, радио- и телепередачи.
  • Ø Для написания произведения-раздумья на общественную тему, нужно:
  • Ø а) знать тему и понимать ее суть;
  • Ø б) подобрать интересную информацию из прессы;
  • Ø в) определить вступление, тезиса и аргументы из добранного материала;
  • Ø г) обдумать вывод;
  • Ø ґ) составить план.
  • Ø Особенности произведения на морально-этическую тему.
  • Ø Выяснить суть понятия «мораль» и «этика».
  • Ø Материал для произведений - наблюдение за жизнью (экологический залог региона, отношение к родному краю, к людям, выбор профессии, вкус, суждение о культуре, человеческих поступках, дружбу, счастье и т.п.).
  • Ø Произведения композиционно состоят из вступления, тезиса, вывод.

Сочинение-описание памяток истории и культуры также требует специальных знаний и употребление соответствующей лексики. Что можно описать? Старинную книгу, картину, икону, ювелирное изделие, изделие искусства, памятник, храм, здание, что является исторической памяткой и предохраняется законом. Итак, старшеклассник должен знать и употреблять в своем описании такие слова, как реликвия, раритет, оправа, переплет, эмаль, застежка, шрифт, устав, техника выполнения, лик, очертание, фолиант, орнамент, миниатюра, реставрация, оригинал. Так нужно употреблять слова копия, фреска, иконостас, шаблон, формат, титульный лист, репродукция, масло, светотень, пропорция, композиция, гармония, передний план, задний план, фон, статуя, стела, обелиск, постамент, фасад, профиль, анфас, выступление, колона, пилястр, пилон, аркада, пояс, лоджия, карниз, фронтон, балкон, интерьер. При описании памяток истории или культуры возможное воздержанное употребление разных художественных средств.

Сочинение - описание памяток истории и культуры включает такие сведения:

  • чем обусловленное появление произведения-описания;
  • название памятки (памятника или здания) и ее местонахождение;
  • цель сооружения;
  • описание памятки;
  • мысли и чувство автора (на основе увиденного или услышанного).
  • Общий план описания памятника.
    • Указать, что он собой представляет (статуя, стела, обелиск).
    • Сведения об авторе.
    • Информация о лице, которого установлен памятник.
    • Общее впечатление от памятника (основное в скульптуре не форма, а духовный мир человека, которого поставлен памятник).
    • Описание самой скульптуры и постамента (материал, размер, где установлено, как соотносится с местностью).
    • Общая оценка и значения для истории культуры народа.
  • Общий план описания здания.
  • Общее впечатление от здания.
  • Центральный фасад, его членение соответственно этажам.
  • Профиль здания (очертания на фоне неба) создают вертикальные и горизонтальные членения: вертикальные - выступления, колоны, пилястры, пилоны, аркады, горизонтальные - пояса, лоджии, карнизы, фронтоны, балконы.
  • Группирование окон, оформление портала (центрального входа).
  • Здание как часть архитектурного ансамбля города.

Программа предлагает научиться писать произведения таких жанров:

  • -        произведение-описание местности (на основе личных наблюдений и впечатлений);
  • -        произведение-описание памяток истории и культуры (на основе личных наблюдений и впечатлений);
  • -        произведение-раздумье на морально-этические и общественные темы (в публицистическом стиле);
  • -        рассказ на основе услышанного;
  • -        сообщение на темы о языке, которые требуют сопоставления и обобщение материала (в научном стиле).

Объем произведения в 8-9 классах: 2-2,5 страницы в классах на украинском языке обучения и 1,75-2 страницы в классах на русском языке обучения. Произведение-описание местности имеет такие особенности:

  • Ø необходимость знания архитектурных сроков;
  • Ø уточнение места, откуда ведется наблюдение, времени пор, поры года, погоды;
  • Ø описание площади ведется по кругу (слева направо или наоборот);
  • Ø описание большей частью подчиняется цели, с которой его вводят в художественный текст;
  • Ø описание местности в художественном стиле требует соответствующей лексики, которая выражала бы общее впечатление. При написании произведений ученики должны использовать сроки из географии, искусствоведения (живописи, архитектуры, музыки, скульптуры и др.), общественно-политической жизни, из морально-этических проблем. Например, произведение-описание местности может включать такие понятия, как застройка, планирование, государственные учреждения, общественные заклад, архитектурный стиль, площадки, газоны, пейзаж, окраина, микрорайон. В описании местности можно выделить такие виды, как городской пейзаж, сельский пейзаж, индустриальный пейзаж; описание моря, гор, леса, поля, реки, любой местности; описание улицы, площади, части города, села, окраины. При этом уместное употребление художественных средств: эпитетов, сравнений, метафор.

Сообщение на темы о языке (в научном стиле) - вид работы, который требует сопоставления и обобщение материала, проводится на завершающем этапе изучения курса языка, начиная с 8-го класса. Сообщения выполняется по плану, коллективно составленным в классе с помощью учителя. В произведении научного стиля о языке используются соответствующие темы языковедческие сроки, а вот художественные средства в таком тексте неуместные. Чтобы написать произведение, необходимо научиться последовательно излагать материал, логически развивать тему и основную мысль, делить текст на части, избирать соответствующий стиль и тип речи, средства связи в предложении, правильно строить фрагменты текста, используя разные способы выражения типичного значения «данного» и «нового». Например, в произведении-описании местности «данное» - местоположение, «новое» - предметы и объекты; в описании предмета «данное» - предмет или его части, «новое» - признака предмета; при описании залога «данное» - лицо, элементы среды, «новое» - признака залога. При рассказе «данное» - лица, время, место действия, «новое» - события, которые изменяют одна одну; при оценивании действительности (в произведениях-раздумьях на общественную или морально-этическую тему) «данное» - предметы, действия, «новое» - их оценка.

«Новое» развивает мысль и объединяет предложение, может последовательно чередоваться с «данным» или быть с ним параллельным. Начиная писать произведение, необходимо четко определить:

  • Ø а) тему (о чем писать);
  • Ø б) тип речи (рассказ; описание местности, памяток истории и культуры; лингвистическое произведение; раздумье (в произведениях на общественные и
  • Ø морально-этические темы);
  • Ø в) стиль речи (художественный - в рассказе, научный, публицистический или
  • Ø художественный в произведениях на морально-этические и общественные темы).

После определения темы произведения, типа и стиля речи, в котором будет излагаться материал, необходимо сделать такие шаги:

1.         Составить план высказывания (простой, сложный или цитатный, но с учетом того, что первый пункт в простом и цитатном планах имеет характер вступления, а последний - вывода).

2.         Подобрать интересный фактический материал, доказательства; выяснить значение сроков, которые будут использоваться.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать