- Подбираем один интересный рисунок, составляем по нему два небольших высказывания. Одно из них передает содержание рисунка полно, а второе требует доработки. Оба высказывания записываем под рисунком.
- Читаем оба текста, ребенок находится рядом и следит за текстами, наблюдает.
- Предлагаем ребенку сравнить тексты; в процессе обсуждения обращайте внимание ребенка на различия в высказываниях.
- Подбираем еще один рисунок, по которому ребенок самостоятельно составляет и записывает высказывание. Перед построением текста вспоминаем вместе с ребенком структурные элементы текста (зачин, основная часть, концовка).
- Проверяем выполнение задания.
- Ребенок занимает свое рабочее место.
- Взрослый помогает ребенку вспомнить содержание произведений детской литературы, сосредоточивает его внимание на определенных произведениях, их особенностях; обеспечивает положительный эмоциональный настрой; формирует представление о литературном многообразии по теме будущего произведения.
- Взрослый заинтересовывает ребенка будущей творческой работой, создает положительный эмоциональный настрой, направляет его на сознательное восприятие учебной информации, намечает литературную тему будущей письменной работы.
- Взрослый формулирует тему занятия.
- Этот этап занятия направлен на организацию рассматривания ребенком сюжетных рисунков и на их адекватное восприятие, актуализацию знаний ребенка относительно структуры и типов текстов.
- Задача этого этапа — обеспечить ребенка учебным материалом, необходимым для выполнения творческой работы, а именно: сформировать представление о том, что рассказ можно вести от лица автора, ежика, белочки и т. п.; продемонстрировать, как это можно сделать, — рассмотреть несколько вариантов сказок; сформировать у ребенка представление о возможных сюжетных линиях; систематизировать опорные знания относительно структуры, сюжета будущего сочинения и возможных героев.
- Ребенок составляет устный рассказ по рисункам.
- Ребенок составляет план произведения. (В случае, если ребенок пишет произведение по серии сюжетных рисунков, это не обязательно, так как рисунки и являются пунктами плана.) Подбираются опорные слова к каждому рисунку.
- Ребенок выполняет работу письменно и сам ее проверяет.
- Взрослый вместе с ребенком проверяют работу и исправляют ошибки.
Занятие, направленное на формирование у второклассника умения составлять письменное высказывание по серии сюжетных рисунков, может иметь следующую структуру.
Ориентировочная структура занятия по составлению письменного высказывания по серии сюжетных рисунков
Взрослый действует в следующей последовательности:
а) Организовывает рассматривание детских книжек (авторских и народных сказок о животных), чтение отрывков из этих произведений. Чтение сопровождается выяснением вопросов, кто главные герои сказок, от чьего имени ведется рассказ, кто авторы сказок (для авторских).
б) Помогает ребенку вспомнить другие известные сказки по данной теме.
Взрослый действует в следующей последовательности:
а) Организовывает рассматривание рисунков.
б) Проводит беседу по смыслу рисунков (Кто изображен на первом рисунке? Какой он (какая она)? В какое время года происходит событие? и т. д.).
Взрослый действует в следующей последовательности:
а) Проблемная беседа с целью предупреждения возможных ошибок («О чем ты расскажешь сначала?», «Как ты начнешь первое предложение зачина?», «О чем будешь рассказывать дальше?», «Каким именем ты назовешь ежика?», «Как ты напишешь это слово?» и др.).
б) Опорная подготовка — взрослый предлагает в качестве примера несколько вариантов возможных произведений.
Во время занятия, на котором составляется письменное высказывание по сюжетному рисунку, следует обратить внимание на следующее.
После рассматривания и детального анализа содержания рисунка, а также придумывания заголовка к нему взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы, помогающие понять причины и последствия изображенного на рисунке эпизода. В процессе обсуждения составляется план. Взрослый рядом с пунктами плана записывает наиболее точные слова — существительные, прилагательные, глаголы, которые могут быть использованы ребенком в письменной работе.
Затем определяется, о чем должно говориться в зачине текста, его основной части и концовке.
Взрослый предполагает, какие орфографические и грамматические ошибки могут быть допущены ребенком, проводит работу по их предупреждению; акцентирует внимание ребенка на соответствии содержания работы теме, на средствах связи между предложениями, напоминает о необходимости использования в речи синонимов.
Придерживаясь предложенного подхода в обучении, вы, уважаемые родители, поможете ребенку овладеть умением составлять письменные высказывания.
Во время занятий с ребенком применять только гуманные методы: не сердиться на ребенка, не насмехаться над ним, не сравнивать его с другими детьми, более успешными в учебе, не демонстрировать ребенку наше неудовольствие его успехами и не наказывать, а наоборот, всячески