Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
  •   совершенствовать текст с часто повторяющимися словами путем замены их близкими по смыслу (без употребления термина синоним) и словами он, она, этот, эта и др.;
  •     восстанавливать и записывать деформированный текст, состоящий из трех-четырех предложений;
  •   слушать и понимать услышанное. Следует заметить, что хороший уровень развития умения воспринимать и пони­мать устную речь является условием успешного обучения;
  •   составлять план высказывания;
  •    дополнять предложение новыми словами и, наоборот,— сокращать предложение до двух слов;
  •   письменно составлять по иллюстрации предложение, пе­редающее содержание этой иллюстрации, и предложе­ние, являющееся ее названием;
  •    письменно составлять высказывание объемом до 40 слов по иллюстрации или серии сюжетных рисунков.
  • Ниже предлагается ориентировочная система работы для второго этапа.
  • Направление

    работы

    Упражнения
    1 Развитие вни­мания к целе­сообразному и логически правильному применению каждого от­дельного слова в предложении Подбери синонимы.

    Подбери антонимы.

    Объясни фразеологизмы.

    Послушай, определи, сколько в тек­сте частей.

    Есть ли вступительное предложение (вступительная часть)? Есть ли заклю­чительная часть, вывод?

    О чем говорится в этих частях произ­ведения?

    К какой части нет заголовка?

    2 Работа над пониманием содержания предложения Какое из двух предложений подходит? Какой из рисунков подходит? Есть ли ошибка в описании рисунка?

    Кто за кем появляется? Что за чем происходит?

    Какое из двух предложений есть в тексте? Слушай и думай, что будет дальше. Восстанови деформированный текст. Составь план будущего рассказа по рисунку.

    Составь план будущего рассказа о со­бытии из собственной жизни (по­сещение зоопарка, цирка, кукольно­го театра, прогулка в парке, поездка к бабушке в деревню, летний отдых). Дополни рассказ по иллюстрации (серии сюжетных рисунков) и пред­ложенному началу (окончанию). Послушай, запомни. Какие бессмысли­цы есть в тексте? Сколько их? Докажи, почему такого не может быть.

    3 Самостоя­тельное по­строение и запись пред­ложения, ко­торое является названием (за­головком) ри­сунка


    Предлагаю следующую ориентировочную струк­туру занятий.
    каким образом должно проводиться занятие?

    • Подбери синонимы. Подбери антонимы. Объясни фразеологизмы.
    • Упражнения на сокращение и дополнение предложений. Например: Сократи предложение до двух слов. Дополни предложение новыми словами.
    • Упражнение на аудирование. Например: К какой части нет заголовка? Есть ли ошибка в описании рисунка? Кто за кем появляется? Что за чем происходит? и т. п.
    • Упражнение на составление предложений по рисункам. Например: Составь по рисунку предложение, передаю­щее его содержание, и предложение, являющееся его на­званием.
    • Упражнение на восстановление деформированного текста.
    • Упражнение на составление высказывания по иллюстра­ции или серии сюжетных рисунков.

    Характеристика и особенности
    проведения упражнений
    на втором этапе

    • Дополни предложение новыми словами. Сократи предло­жение до двух слов.

    Сколько слов (два, три, четыре, пять, шесть или больше) будут содержать предложения, которые составляет ребенок, зависит от того, какие синтаксические конструкции хранят­ся в его памяти. И поэтому мы должны насытить память ре­бенка разнообразными синтаксическими конструкциями. Для этого нужно систематически упражнять ребенка в сокраще­нии и дополнении предложений новыми словами.

    Начиная обучение, необходимо помнить, что второкласс­ник не знаком с терминами подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, грамматическая основа предложения.

    Предлагаем сравнить два предложения с одинаковой грам­матической основой и определить, в каком из них содержит­ся больше информации (предложения могут быть написаны на странице тетради или на отдельном листе таким образом, чтобы ребенок мог их читать вместе со взрослым).

    Работаем так:

    1. Сообщаем задание: «Сейчас я прочитаю два предложе­ния. Они между собой чем-то похожи, а чем-то разли­чаются. Нужно определить, в каком из них содержится больше информации».
    2. Взрослый читает предложения; ребенок следит, перечи­тывает предложения и определяет нужное.

    Предлагаем сократить предложение до двух слов. Для

    этого используем сначала одно, а потом еще несколько (3—4) предложений (они могут быть написаны на странице тетра­ди или на отдельном листе).

    Работаем так:

    1. Сообщаем задание: «А сейчас попробуй сократить пред­ложение, которое состоит из многих слов, до двух самых важных слов, без которых его содержание было бы непонятным».
    2. При сокращении слова поочередно вычеркиваются ка­рандашом.
    3. После того как какое-либо слово вычеркивается, пере­читываем получившееся предложение: «Давай прочитаем предложение, которое получилось».

    Отметим, что в начале обучения именно это задание способствует насыщению памяти ребенка разнообразными синтаксическими конструкциями.

    Предлагаем дополнить предложение, составленное из двух слов, новыми словами.

    Работаем так:

    1. Изготовляем из бумаги набор небольших карточек раз­мером 3 х 4 см (всего — 30 шт.). На десяти из них записываем слова, образующие грамматическую основу предложений (т. е. всего у нас будет пять предложений).
    2. Выкладываем две карточки со словами (первое предло­жение) перед ребенком и спрашиваем: «Какое слово мы добавим к этому предложению?» Когда ребенок называет слово, дополняем предложение новой, пустой, карточкой.
    3. Затем вместе с ребенком читаем составленное предложе­ние, называя все слова.
    4. Потом снова спрашиваем: «Каким словом дополним пред­ложение сейчас?» Ребенок называет слово и дополняет модель предложения новой карточкой.
    5. Снова вместе с ребенком читаем составленное предложе­ние, называя все слова, и т. д.

    При дополнении предложения ребенку нужна педагогиче­ская поддержка. Для этого следует периодически пересчитывать слова в предложении и говорить: «Какой (какая) ты молодец! В первом предложении было только два слова, а сейчас — уже семь!», «Какой (какая) ты молодец! В первом предложении было только два слова, а сейчас — уже двенадцать!» и т. д.

    Дополнение предложения новыми слова — не очень ин­тересное, но нужное задание, так как оно упражняет ребенка в построении распространенных предложений. Поэтому на одном занятии целесообразно предложить дополнить одно- два предложения.

    • Составь по рисунку предложение, передающее его содержание, и предложение, являющееся его названием. Составление предложения по рисунку, на первый взгляд, кажется упражнением, выполнение которого не должно вызвать никаких особых трудностей у учащегося второго класса. И действительно, в первом классе дети систематичес­ки упражнялись в построении по рисункам букваря не только отдельных предложений, но и текстов. Но убедиться в том, что удачно придумать по рисунку два-три связанных между собой по смыслу предложения и записать их в тетрадь — сложное дело для второклассника, можно, если предложить ребенку сделать это. Результаты могут быть следующими: 1) ребенок построит по рисунку и запишет слишком корот­кое предложение (состоящее только из двух слов); 2) ребе­нок старается в одном предложении высказать очень много мыслей, и потому его предложение представляет собой та­кую синтаксическую конструкцию, в которой объединено несколько сложных предложений, но между ними нет ника­ких пунктуационных знаков — только точка в конце пред­ложения (поэтому ребенок считает, что составил одно пред­ложение).

    Причина такого положения вещей заключается в том, что у второклассника, по сравнению с первоклассником, другой, новый, уровень умственного и речевого развития, поэтому и учебный процесс должен продвигаться вперед. И первым шагом к овладению письмом, новым для учащихся второго класса видом речи, является обучение письменно высказывать мысли на уровне предложения.

    Отметим, что в нашем случае (при условии добросовест­ного выполнения упражнений первого этапа и упражнений на дополнение и сокращение предложений) ваш ребенок будет составлять по рисунку достаточно распространенные предложения, передающие содержание рисунка.

    Вы должны сосредоточить свое внимание на формиро­вании у ребенка умения составлять по рисунку или репро­дукции картины предложение, являющееся названием этого рисунка или картины. Необходимо показать ребенку разни­цу между предложением-названием и предложением, переда­ющим содержание иллюстрации.

    Работаем так:

    1. Организовываем языковое наблюдение за тем, какими бывают названия рисунков или произведений живописи. Для этого можно использовать репродукции картин на открытках, в журналах и т. п.
    2. Находим детскую книгу с интересными и качественными иллюстрациями и даем ребенку задание составить по определенным иллюстрациям по два предложения: одно должно быть названием иллюстрации, а другое — пере­давать ее содержание.
    • Составь высказывание по иллюстрации или серии сюжетных рисунков. Первые шаги в формировании этого умения были сделаны при работе над упражнениями первого этапа. Сейчас ваша задача — закрепить и развить приобре­тенные умения.

    Последовательность действий.

      Пример HTML-страницы
      Пример HTML-страницы
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector