Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Учебная цель этого «шага» — активизировать речь и мышление, образное мышление, воображение, фантазию, вызвать интерес к выполнению задания.

  1. Продолжаем рассматривание рисунка; белый лист бума­ги закрывает половину рисунка. Вопрос к ребенку: Кого или что ты видишь сейчас? Кто изображен на рисун­ке?Почему ты так считаешь? Докажи.

Интерес, мотивация возрастают.

  1. Рассматриваем весь рисунок и спрашиваем: Кто изображен на рисунке? Оправдались ли твои предположения? Какая сорока? Какой петух? Что необычного в этом рисунке?
  2. Проводим инструктаж предстоящего аудирования.

— Сейчас я прочитаю текст, по которому выполнен этот рисунок. Буду читать только один раз. Ты должен внимательно слушать и запоминать его содержание. После того как я закончу чтение, обсуждать содержание мы не будем. Ты получишь лист, на котором записано два предложения: одно из них встречает­ся в тексте, а другое — близкое к нему по смыслу, но в тексте оно не использовалось. Ты должен прочитать оба предложения и найти то, которое использовалось в тексте.

  1. Ребенок самостоятельно читает предложение, ищет нужное.
  2. Обратная связь. Проверка выполнения.
  • Восстанови деформированный текст. Среди упражне­ний на восстановление деформированных текстов различают:
  • Упражнения, направленные на словарную работу, работу со словосочетанием и предложением;
  • упражнения, в основу которых положено изменение ма­териала (ребенок вносит определенные изменения, каса­ющиеся формы или структуры текста и т. п.).

Например:

Прочитай текст. Раздели его на абзацы.

МЫЛО

Один мальчик хотел узнать, плавает ли мыло. Вечером он пришел на кухню и бросил мыло в ведерко с водой. Мыло ушло под воду. Мальчик испугался, выбежал из кухни и никому не ска­зал. Утром на кухню пришла мама, вылила воду из ведерка в чай­ник и поставила его кипятить. Все сели за стол, чтобы чай пить. Кипит чайник, а из-под крышки пузыри пузырятся. Вскоре весь чайник покрылся пеной. Мальчик заплакал и рассказал, как все было. Родители не стали его ругать, хотя все остались без чая.

(По Б. Житкову)

Прочитай текст. Дополни предложения новыми словами. Запиши получившийся текст.

Прошло лето. Наступила осень. Пожелтела листва. Улетели птички. Появились грибы.

Прочитай текст. Найди слово, которое чаще всего встречается в тексте. Замени его другими словами.

ДЯТЕЛ

Дятел добывает из-под коры деревьев вредных насекомых. Поэтому люди называют дятла санитаром леса. Но дятел не толь­ко лечит деревья. Дятел еще умеет хорошо петь. Найдет дятел расколотую сухую ветку и быстро стучит по ней клювом. Сухая ветка дребезжит. А дятлу такая музыка очень нравится.

Опорные слова: птица, он, его, ему.

Прочитай текст. Найди предложение, которое повто­ряется.

Как чудесно в лесу! Дятел весело стучит по сосне. Громко ку­кует кукушка. Весело суетятся маленькие синички. Между веток дуба промелькнула белка. Дятел весело стучит по сосне.

  • а) Составь план будущего рассказа по рисунку.

б)Составь план будущего рассказа о событии из собственной жизни (посещение зоопарка, цирка, кукольного театра, про­гулка в парк, поездка к бабушке в деревню, летний отдых). Эти два упражнения различаются между собой тем, что в первом случае составляется план рассказа от лица наблю­дателя, а во втором — от первого лица. Главное при обу­чении — продемонстрировать ребенку, что заголовки пунк­тов плана чаще всего представляют собой предложения из одного-трех слов, разные по интонации — вопросительные, восклицательные, повествовательные.

Для этого необходимо действовать следующим образом:

  • найти небольшой по объему текст, составить и записать по нему два варианта плана: в первом случае применить как названия пунктов плана распространенные предло­жения из четырех-семи слов; во втором — разные по ин­тонации предложения из одного-трех слов;
  • организовать сравнение возможных вариантов плана ре­бенком, помочь ему понять, что лучший вариант — тот, в котором предложения короче;
  • предложить ребенку составить план небольшого текста;
  • предложить составить план возможного рассказа по ил­люстрации или на определенную тему; в случае необхо­димости — помогать ребенку;
  • организовать самопроверку, для этого спросить: «Какие пункты плана тебе нравятся больше всего? Почему?»
  • Творческий диктант — самостоятельное устное или письменное построение или перестройка ребенком предло­жений, объединенных одной темой, по предложенным сло­вам или сочетаниям слов, дидактическому тексту. Различают следующие разновидности творческого диктанта:

— построить предложения, объединенные одной темой, по словам или сочетаниям слов, предложенным взрослым;

  • заменить в воспринятом на слух тексте определенные слова, словосочетания или предложения в соответствии с речевым заданием;
  • добавить в воспринятый на слух текст новые слова, сло­восочетания, предложения в соответствии с речевым за­данием.

Если ребенок только начинает упражняться в написании творческих диктантов, целесообразно применять наглядный материал — репродукцию картины, сюжетный рисунок или серию сюжетных рисунков, стимулирующих умственные процессы.

Проведение творческих диктантов на материале иллюстра­ций требует от взрослого соблюдения определенных условий:

  • во-первых, необходимо подобрать иллюстрацию, не тре­бующую продолжительного рассматривания, содержание которой будет понятно ребенку;
  • во-вторых, необходимо подобрать или составить соответ­ствующий текст или опорные слова.

Последовательность проведения творческого диктанта:

  • рассматривание иллюстрации, беседа по ее содержанию;
  • ознакомление ребенка с грамматическим или речевым за­данием, а также с опорными словами, по которым необ­ходимо составить текст;
  • выразительное чтение взрослым текста диктанта (если ребенок должен преобразовать исходный текст);
  • составление плана диктанта;
  • подбор языковых единиц, с использованием которых текст должен быть дополнен или изменен (если ребенок должен преобразовать исходный текст);
  • повторное чтение текста, во время которого взрослый вы­деляет голосом места, требующие дополнения или замены (если ребенок должен преобразовать исходный текст);
  • пересказ ребенком составленного текста.
  • свободный диктант — самостоятельная запись воспри­нятого на слух текста, предусматривающая определенные изменения в языковом оформлении услышанного текста- образца, его композиции, но при условии сохранения его темы и основной мысли. Свободный диктант предоставляет широкие возможности для обогащения словарного запаса ребенка, развития умения использовать разнообразные сред­ства для выражения одной мысли.

Взрослые, подбирая текст для проведения свободного диктанта, должны соблюдать следующие правила:

  • содержание текста должно быть доступно восприятию ре­

бенка, интересно для него, конкретно и эмоционально;

  • текст должен соответствовать определенному типу (пове­

ствование, описание, рассуждение).

Последовательность проведения свободного диктанта:

  • рассматривание иллюстрации (если она используется), беседа по ее содержанию;
  • выразительное чтение взрослым текста диктанта (для случая, когда ребенок должен преобразовать исходный текст);
  • беседа по содержанию исходного текста;
  • чтение взрослым текста по абзацам; запись ребенком услышанного с помощью собственных или авторских языковых единиц;
  • проверка составленного текста.
  • а) Составь рассказ по иллюстрации или серии сюжетных рисунков.
  • Составь рассказ о событии из собственной жизни (по­сещение зоопарка, цирка, кукольного театра, прогулка в парке, поездка к бабушке в деревню, летний отдых). Эти упражнения являются логическим продолжением приведенных выше упражнений:

а)   Составь план будущего рассказа по рисунку.

б)   Составь план будущего рассказа о событии из соб­ственной жизни (посещение зоопарка, цирка, кукольно­го театра, прогулка в парке, поездка к бабушке в де­ревню, летний отдых). Они тоже различаются между собой тем, что в первом случае рассказ будет идти от лица «наблюдателя», а во втором — от первого лица. Начиная обучение, мы должны помнить о том, что сейчас мы учим ребенка составлять рассказ объемом до 40 слов. Это предопределяет выбор текстов, которые мы будем применять для организации языковых наблюдений, — они также должны содержать 40—60 слов.

  • Свободное письмо — свободное высказывание ребен­ком на письме своих мыслей или впечатлений относительно собственной работы на занятии, предложенных упражнений или заданий — что было интересно, а что — нет.

Второй этап: ребенок учится строить письменное вы­сказывание (объемом до 40 слов) по иллюстрации или серии сюжетных рисунков. Этот этап представлен следующими со­ставляющими.

  • развитие внимания к целесообразному и логически правиль­ному применению каждого отдельного слова в предложении;
  • работа над пониманием содержания предложения;
  • самостоятельное построение и записывание предложе­ния, которое является названием (заголовком) рисунка;
  • самостоятельное построение и запись двух-трех связанных между собой предложений, передающих содержание ри­сунка;
  • самостоятельное построение и запись высказывания объемом до 40 слов по иллюстрации или серии сюжетных рисунков.

Для реализации обозначенных целей необходимо научить ребенка:

  •    определять наличие или отсутствие заголовка, общее ко­личество абзацев;
  • Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector