Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
  • Восстанови деформированный текст.
  • Свободный диктант по иллюстрации или серии сюжетных рисунков.
  • Слушай и думай, что будет дальше.
  • Третье занятие

    • Одно-два упражнения на аудирование. Например: Какой из рисунков подходит? Есть ли ошибка в описании ри­сунка?
    • Подбери синонимы. Подбери антонимы. Объясни фразеологизмы.
    • Дополни рассказ по иллюстрации (серии сюжетных ри­сунков) и предложенному началу.
    • Устный творческий диктант по иллюстрации.
    • Свободное письмо.

    Четвертое занятие

    • Одно упражнение на аудирование. Например: Послушай, запомни. Какие бессмыслицы есть в тексте? Сколько их? Докажи, почему такого не может быть.
    • Восстанови деформированный текст.
    • Составь рассказ по иллюстрации (серии сюжетных ри­сунков) и предложенной концовке.
    • Послушай, запомни. Какие бессмыслицы есть в тексте? Сколько их? Докажи, почему такого не может быть. Количество упражнений на аудирование может быть и большим — это зависит от того, насколько ребенок умеет рассказывать по иллюстрации или серии сюжетных рисунков. Например, мы обучаем ребенка, который по рисунку может построить устное высказывание, состоящее всего из 2—4 ко­ротких предложений. Тогда все занятия в течение одной- двух недель можно строить, применяя только упражнения на развитие умения слушать и понимать услышанное. И тогда структура занятия будет иметь следующий вид:
    • Есть ли вступительная часть (зачин)?
    • Какой из рисунков подходит?
    • Есть ли ошибка в описании рисунка?
    • Слушай и думай, что будет дальше.

    Характеристика и особенности
    проведения упражнений на первом этапе

    Охарактеризуем упражнения для первого этапа. Неко­торые из упражнений проиллюстрируем примерами.

    • Послушай, определи, сколько в тексте частей (обра­щайте внимание и на содержание, и на паузы). Взрослый под­бирает тексты, в которых два-три абзаца четко отличаются по смыслу. Читая их, взрослый делает соответствующие паузы, продолжительность которых должна быть в пределах норм обычной устной речи.

    Пример ориентировочного дидактического текста для уче­ника 2 класса.

    ШМЕЛИК

    В пчелином улье лежали куколки, закутанные в паутинки, как в пеленки. Куколки лежали тихо, точно дети, когда спят.

    Но вот ранним утром у одной куколки прорвалась тон­кая пленочка, и из нее вылез мохнатый шмелик. Он взмахнул крылышками и полетел на душистый разноцветный луг.

    Там было множество разных цветов — синих, красных, оранжевых. У шмелика глаза разбежались. Он присел на лиловый колокольчик и полакомился сладким медом. Потом перелетел на белую ромашку.

    До самого вечера шмелик летал по лугу, от цветка к цветку, пробовал вкусный цветочный нектар. А вечером он сложил свои крылышки, залез в колокольчик и уснул.

    (По О. Иваненко)

    • Есть ли вступительное предложение (вступительная часть)? Есть ли заключительная часть, вывод? Взрослый читает текст, в котором нет первой или последней части; указанный вопрос предлагается ребенку или до слушания, или после него.

    Пример дидактического текста, который можно приме­нять на занятии со второклассником.

    ГРИБЫ НА ДУБЕ

    Посмотрел Миша вверх и увидал на сухих ветках дуба грибы. Удивился Миша, догнал ребят и рассказал о грибах.

    Вернулись дети к дубу, а грибов не увидали. Стали смеяться над Мишей.

    А белочка сидела в дупле, слышала, как смеялись над Мишей, и думала: напрасно обижают мальчика. Это она насажала грибы на сухие ветки дуба. А пока Миша ходил, она собрала их в дупло. Миша правду сказал о грибах.

    (По Я. Пинясову)

    • О чем идет речь в этих частях произведения? Взрослый делит текст на несколько частей и пишет на доске короткие заголовки к ним; затем читает произведение, а ребенок до­лжен послушать и сказать, о чем идет речь в каждой части.
    • К какой части нет заголовка? Задание подобно пред­ыдущему, но среди заголовков не хватает одного или двух; ребенок должен заметить те части текста, к которым нет за­головков.
    • Какой из рисунков подходит? Взрослый готовит два-три рисунка, отличающиеся некоторыми деталями, и описывает один из рисунков, а ребенок должен отличить его от других.
    • Есть ли ошибка в описании рисунка? Взрослый подби­рает рисунок и описывает его. Описание может полностью соответствовать рисунку, а может отличаться некоторыми деталями; ребенок должен эти детали заметить.
    • Кто за кем появляется? Что за чем происходит? Взрослый готовит несколько рисунков по сюжету произве­дения и располагает их в определенном порядке; ребенок слушает произведение, рассматривает рисунки и определяет, соответствует ли порядок расположения рисунков последо­вательности событий в произведении.
    • Слушай и думай, что будет дальше. Взрослый делит подобранный текст на несколько частей и составляет один-два вопроса по смыслу каждой; к ним добавляется стандартный вопрос, касающийся предположения. Ребенок слушает часть текста, отвечает на вопрос по его содержанию и выдвигает (и, по возможности, сжато обосновывает) свое предполо­жение о том, что может произойти дальше. Взрослый чита­ет следующую часть, ребенок слушает. После этого взрослый спрашивает: Оправдалось ли твое предположение? и т. д.

    Например:

    Начинаем читать.

    СМЕЛЫЙ ЩЕНОК

    В одной клетке сидела волчица, а в соседней — собака из породы овчарок. Обе сидели в клетках, разделенных между собой решеткой, и у обеих были малыши.

    Спрашиваем: Как ты думаешь, что будет дальше?

    После ответа ребенка продолжаем читать.

    Однажды один из щенков овчарки, самый маленький и резвый, отполз в сторону и оказался около решетки в том месте, где прутья были чуть разогнуты. щенок протиснулся между прутьев и очутился в клетке волчицы.

    Спрашиваем: Так ли случилось, как ты предполагал? Спрашиваем: Как ты думаешь, что будет дальше?

    После ответа ребенка продолжаем читать.

    Служитель увидел это и хотел достать малыша. Он схватил мет­лу, просунул сквозь решетку и стал ею пододвигать к себе малыша.

    Спрашиваем: Так ли случилось, как ты предполагал? Спрашиваем: Как ты думаешь, что случится со щенком дальше?

    После ответа ребенка продолжаем читать.

    Вдруг волчица вскочила и схватила щенка. Служитель думал, что она сейчас задушит щенка, и стал стучать метлой, чтобы за­ставить волчицу его бросить.

    Спрашиваем: Так ли случилось, как ты предполагал? Спрашиваем: Как ты думаешь, как поступит волчица? После ответа ребенка продолжаем читать.

    Но волчица отнесла малыша в угол клетки и осторожно поло­жила к волчатам. Так и остался жить среди волчат щенок овчарки.

    Спрашиваем: Так ли случилось, как ты предполагал?

    • Послушай, запомни. Какие бессмыслицы есть в тексте? Сколько их? Докажи, почему такого не может быть. Взрослый составляет дидактический текст, делая в нем логические ошиб­ки. Ребенок слушает текст и, как только замечает ошибку, хло­пает в ладоши и объясняет, почему такого не может быть.

    Например:

    ОСЕНЬ

    Настала осень. Солнце еще долго светит на небосклоне, но оно уже не такое жаркое, как летом, а нежное и ласковое.

    Золотом играют березовые рощи. Дорожки на бульварах и в парках усыпаны первыми зелеными листьями.

    На клумбах цветут разноцветные подснежники.

    Где-то уже возвращаются из теплых стран веселые скворцы.

    • Какое из двух предложений подходит? Взрослый запи­сывает на листе бумаги два предложения. (Одно — из текста, который будет читаться, а второе — несколько измененное. Изменения должны быть сравнительно небольшими по количе­ству измененных слов или форм слова, но существенно влияю­щими на содержание предложения.) Ребенок слушает, а потом определяет, какое из двух предложений взято из произведения.

    Поскольку не всегда есть возможность найти нужный ди­дактический материал, необходимо научиться составлять его самостоятельно. Вот как можно подготовить, например, упраж­нение «Какое из двух предложений подходит?».

    Прежде всего нужно найти интересный и доступный для понимания текст. Это обязательно должно быть произведение или отрывок из произведения настоящего мастера слова (в этом случае текст будет способствовать росту моральных качеств личности ребенка, воспитывать лучшие духовные качества, раз­вивать чувство юмора; возможно, у ребенка возникнет желание найти сборник произведений этого писателя и прочитать его). По мнению автора, этим требованиям соответствуют хресто­матии по внеклассному чтению в начальных классах: «Рассказы о животных», «Родничок», «Солнышко», «Ласточки», «Зима», «Осень», «Весна» (список рекомендованной литературы пред­ставлен в конце книги).

    Затем необходимо адаптировать произведение соответ­ственно возрастным возможностям ребенка. Например, в сбор­нике «Рассказы о животных» есть рассказ Г. Скребицкого «Сиротка». На основе этого рассказа составляем дидактичес­кий текст «Как петух научил сороку есть». Для этого выбираем в тексте одно предложение: «Он быстро научился летать и пе­реселился жить из комнаты на балкон». Придумываем пред­ложение, похожее по смыслу: «Он быстро научился летать, вылетел во двор и остался там жить». Затем от руки или на компьютере записываем эти предложения на листе бумаги, по смыслу текста делаем рисунок — и все необходимое для выполнения упражнения готово.

    Над упражнением работаем следующим образом.

    1. Организуем рассматривание рисунка, но при этом целе­сообразно, чтобы ребенок сначала видел только его верх­нюю часть (три четверти рисунка закрыто белым листом бумаги). Спрашиваем ребенка: На твой взгляд, кто или что может быть изображено на этом рисунке? Почему ты так считаешь? Докажи.
    Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector