Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
  • Структурно-композиционные — умение видеть и отли­чать части текста, составлять план и строить части текста, связно и последовательно излагать содержание текста.
  • Использование разнообразных языковых средств — уме­ние свободно и правильно пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами.
  • Усовершенствование текста — умение находить ошибки и недостатки и устранять их.
  • Таким образом, мы пришли к следующему выводу.

    Вывод 3. Учебный процесс нельзя ограничивать толь­ко упражнением в составлении предусмотренных ба­зовой программой письменных высказываний, не уде­ляя внимания формированию других речевых умений и навыков. Такой подход будет тормозить развитие прочных полноценных речевых умений, поскольку указанные в учебной программе умения являются вер­шиной, последней ступенькой системы связанных меж­ду собой речевых умений и навыков — других «ступе­нек», которые ребенок должен обязательно пройти, не перепрыгивая ни через одну из них. Так, например, комплекс умений, обеспечивающих формирование уме­ния составлять высказывание по иллюстрации или се­рии сюжетных рисунков, можно представить в виде та­ких ступенек (лестницы, пирамиды).

    Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

    Наверное, мы уже достаточно подготовлены, чтобы начать помогать ребенку в формировании умения строить связные письменные высказывания. Правила нашей работы должны быть следующими:

    1. поддерживать, предоставлять ему право на ошибку, ис­пользовать поощрения и т. п.
    2. Развивать все виды речевой деятельности и применять в каче­стве дидактического материала интересные отрывки из произ­ведений высокохудожественной детской литературы, которые будут поддерживать интерес ребенка к учебному материалу, будут побуждать наблюдать, мыслить и фантазировать.
    3. Насыщать память ребенка разнообразными по строению и интонации предложениями, обогащать его опыт событиями и впечатлениями. И делать это с помощью чтения детской художественной литературы, совместных прогулок, путеше­ствий, посещений цирка, кукольного театра, зоопарка и т. п.
    4. Формировать у ребенка информационно-содержательные и структурно-композиционные умения, а также умение использовать разнообразные языковые средства и совер­шенствовать текст.

    Сформулированных нами правил организации по­мощи ребенку много, и все они важные. Однако мы пока еще не определили, какие методы и приемы будем применять, какие упражнения предложим, как будем организовывать занятия.

    Отметим, что формировать умение строить письменные высказывания нужно с помощью следующих методов обучения.

    Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс


    Имитационные методы: взрослый демонстрирует, как выполняется определенное действие, а ребенок подражает ему. Эти методы предполагают анализ текстов-образцов, по­строение собственных высказываний по аналогии.
    Имитационные

    Конструктивные методы — это организация на основе приобретенных теоретических знаний учебной практической речевой деятельности ребенка, направленной на создание классификаций, выписывание или графическое выделение заданных синтаксических форм из текста, построение и пе­рестройку единиц речи — предложений, текстов и т. п.

    Творческие методы — это организация учебной прак­тической речевой деятельности ребенка без образца и без конструктивных заданий.

    Коммуникативные методы — это организация учебной практической речевой деятельности ребенка, направлен­ной на развитие умений воспринимать устную и письмен­ную речь, понимать содержание высказываний; формирова­ние умения высказывать собственное мнение в соответствии с требованиями конкретной речевой ситуации.

    И что же, каким образом применять названные мето­ды — поочередно, попарно, отдавая предпочтение какому-то одному методу или же как-то по-другому?

    Единственного варианта последовательности или рационального объединения методов нет. Все за­висит от того, какое именно речевое умение фор­мируется и на каком этапе происходит процесс обучения — формирование, развитие, закрепление или совершенствование. Чаще всего используют следующую последовательность, или «цепочку», методов: имитационные — конструктивные — творческие — коммуникативные.

    Но существует и такая форма высказывания мыслей, как «сво­бодное письмо»: упражняя ребенка в свободном высказывании мыслей, применяют только коммуникативный метод.

    Итак, мы пришли к последнему выводу.

    Вывод 4. Во время обучения нужно применять рациональные комплексы методов обучения.

    Процесс обучения письму базируется на несколь­ких условиях:

    • ребенок должен осознавать звуковую структуру слов и уметь выполнять звуковой анализ слов;
    • уметь разделять высказывание на предложения и слова;
    • владеть правилами письма;
    • владеть каллиграфическими навыками, так как сформиро- ванность навыка письма влияет не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

    Невыполнение любого из этих условий делает овладе­ние письмом почти невозможным для ребенка.

    Например, нарушения усвоения письменной речи могут быть вызваны разными нервно-психическими расстройствами (минимальная мозговая дисфункция, задержка психического развития). Но нарушение формирования письменной речи мо­жет произойти и у детей с нормальными интеллектом и устной речью, полноценным зрением и слухом. У таких детей наблю­дается несформированность некоторых отдельных психичес­ких процессов, которая может почти ничем не проявлять себя в повседневной жизни, но создает серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. Беда этих детей заключа­ется в том, что как родители, так и большинство учите­лей совсем не знакомы с этим кругом проблем.

    Ориентировочная система работы
    по обучению письменным высказываниям

    Поскольку программой для второго класса не предусмо­трено обучение учащихся написанию изложений, сосредо­точим наше внимание на формировании у второклассников умения строить небольшие по объему письменные высказы­вания.

    Чтобы помочь ребенку научиться составлять высказывание, необходимо пройти два этапа.

    Первый этап: ребенок учится строить высказывание по иллюстрации или серии сюжетных рисунков.

    Кроме того, он учится составлять устный рассказ о соб­ственных наблюдениях или событиях из собственной жизни по предложенным составляющим текста.

    Для реализации этих заданий необходимо научить ребенка:

    1.  определять наличие или отсутствие заголовка, общее ко­личество абзацев;
    2.  совершенствовать текст с часто повторяющимися словами путем их замены словами, близкими по смыслу (без упо­требления термина синоним) и словами он, она, этот, эта и др.;
    3.  восстанавливать и записывать деформированный текст, состоящий из 3—4 предложений;
    4.  слушать и понимать услышанное. Отметим, что хоро­ший уровень развития умения воспринимать и понимать устную речь является условием успешного обучения;
    5.  составлять план высказывания;
    6.  подбирать синонимы и антонимы, объяснять фразеоло­гизмы.

    Итак, если обозначенные умения сформированы у ваше­го ребенка на высоком или достаточном уровне, вы може­те переходить к следующему, второму, этапу. Для проверки сформированности учебных достижений предлагается ори­ентировочная проверочная работа.

    Каким же образом определить учебные достиже­ния ребенка в области аудирования (слушание- говорение)?

    С целью проверки учебных достижений младших школьников по аудированию используются задания тестового характера. Существуют три разновидности заданий. Условно назовем их А, В и С.

    А. Ребенку предлагается текст, состоящий из четырех утверж­дений. Задание: определить, верны эти утверждения или нет, соотносятся ли они с тем, о чем идет речь в тексте. Последовательность проведения аудирования:

    • запись ребенком названия текста и номеров вопросов;
    • слушание текста;
    • восприятие на слух первого утверждения и запись рядом с ним слова да или нет;
      Ребенку предлагают серию из четырех вопросов альтер­нативного типа, т. е. вопросов, содержащих два варианта ответа. Последовательность проведения:
    • запись ребенком названия текста и номеров вопросов;
    • слушание текста;
    • восприятие на слух альтернативных утверждений, выбор правильного слова, запись рядом с номером задания цифры 1 или 2;

    С.   Ребенку предлагается шесть вопросов и два или три отве­та на каждый из них. Последовательность проведения:

    • запись ребенком названия текста и номеров вопросов;
    • слушание текста;
    • восприятие на слух альтернативных ответов, выбор пра­вильного слова, запись рядом с номером задания цифры 1, 2 или 3.

    Рассмотрим примеры заданий.

    РАЗОБЛАЧЕННАЯ ХИТРОСТЬ

    Для отправки в другой зоопарк решено было поймать обе­зьянку Малышку.

    Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector