Как научить вашего ребенка второклассника писать изложения и сочинения ? 2й класс

Здесь представлены психолого-педагогические принципы, обусловливающие систему работы по формирова­нию у детей 7—10-летнего возраста умения строить связные письменные высказывания.

Какие же умения в области письменной речи должны показать второклассники в конце учеб­ного года?

В учебной программе указано, что, заканчивая 2 класс, ученик должен уметь «...создавать и запи­сывать краткое (около 40 слов) связное высказы­вание по иллюстрации (серии рисунков)»; состав­лять «...тексты с целью письменного общения с родителями, учителем, одноклассниками с соблюдением формул обращения, благодарности и т. п.».

«Расшифруем» эти нормативные требования.

Во-первых, 40 слов — это в среднем восемь предложений по пять слов. То есть ваш ребенок должен уметь самостоятельно составить и запи­сать по одному или серии рисунков приблизительно 8—10 пред­ложений, правильно обозначая границы предложений и при­держиваясь структуры высказывания из трех частей.

Во-вторых, «текст с целью письменного общения» — это может быть до­статочно большое по объему высказывание, которое ребенок строит самостоятельно, без помощи любых дополнительных ма­териалов (например наглядных), сообщает о чем-то или спра­шивает, благодарит, приглашает на праздник, извиняется, упо­требляя этикетные формулы обращения и благодарности.

Каким же образом спланировать и организовать помощь ребенку, чтобы как можно быстрее на­учить его этим умениям?

Может, предлагать ему каждый раз, как только он возвращается из школы, многократно упражняться в составлении по иллюстрации или нескольким рисункам текстов в 40 слов, чередуя эти упражнения с заданиями написать записку учи­телю, бабушке, дедушке, подруге или товарищу? и тогда «домашний учебный режим» будет иметь следующий вид:

14:00              — возвращение из школы;

14:00—15:00 — обед, отдых;

15:00—15:40 — составление текста по иллюстрации; 16:00—16:40 — составление записки бабушке, учительни­це, подруге (другу) и т. д.;

17:00—17:40 — составление текста по серии сюжетных рисунков;

18:00—...        — прогулка, ужин, отдых, выполнение до­

машних заданий.

Такой изнуряющий режим не только является неправильным, методически безграмотным, но и опасен для психофизического здоровья ребен­ка. Это тот случай, когда количество никогда не перейдет в качество.

Что же делать? когда и как учить? сколько тра­тить времени? как строить занятия? какие упраж­нения и задания предлагать для выполнения?

Ответов на эти вопросы, советов и рекомендаций может быть множество. Но, уважаемые родители, квалифицированно оценить их все и применить в со­ответствии с особенностями именно вашего ребенка можно только тогда, когда вы будете знакомы с при­родой письменной речевой деятельности, методами и приемами обучения составлению письменных изложений и сочинений.

Попробуем очень кратко познакомить вас со специфи­кой составления письменных текстов.

Речь формируется и развивается в процессе общения. В основе создания любого высказывания лежит мотив. В на­чале школьного обучения у большинства учеников нет по­требности в письменной речи. Поэтому прежде всего необ­ходимо формировать у ребенка положительную мотивацию относительно ее усвоения. Вспомним собственное обучение. Наш неправильный «учебный режим» никак не учитывал этого и не способствовал формированию положительной мотивации усвоения речевых умений и навыков.

Речь бывает четырех видов, которые группируются по­парно: говорение — слушание, письмо — чтение.

Говорение — это словесное выражение мысли, пере­ход с мыслительного кода, кода внутренней речи (речи «для себя»), на звуковой, акустический код.

Слушание — это пе­реход с акустического кода на код внутренней речи, т. е. на мыслительный код.

Письмо — процесс перекодировки содер­жания мысли с мыслительного на графический, буквенный код.

Чтение — переход с графического кода на акустичес­кий и мыслительный. В процессе говорения или письма со­здается высказывание, устное или письменное.

Поскольку виды речи связаны между собой и недостаточ­ный уровень сформированности одного из них будет тормо­зить развитие всех других, мы должны организовать обучение ребенка дома таким образом, чтобы достичь взаимодействия всех видов речи. Взаимосвязанное развитие всех видов ре­чевой деятельности означает, что «слушание — говорение» и «чтение — письмо» должны быть неотъемлемыми составля­ющими формирования каждого конкретного речевого умения ребенка. Такой подход обеспечит эффективность всего про­цесса обучения построению связных высказываний.

Какие выводы мы можем сделать для себя?

Вывод 1. Нужно заинтересовать ребенка дидактическим ма­териалом (текстами, наглядностью, вспомогательными материалами), предлагать для выполнения интересные упражнения и задания, требующие проявления самостоя­тельности, творчества, активной мыслительной деятельнос­ти. Нужно применять только гуманные формы взаимодей­ствия с ребенком, предоставлять ему право на ошибку, не наказывать, не унижать его достоинство. Нужно работать над параллельным развитием всех видов речевой деятель­ности: это будет способствовать усвоению нового учебно­го материала, формированию прочных навыков и умений, желанию сотрудничать со взрослыми и в дальнейшем.

Итак, прежде всего мы будем развивать все виды речевой деятельности и использовать интересные ребенку отрывки из произведений высокохудожественной детской литературы, которые будут поддерживать интерес к учебному материалу, пробуждать желание наблюдать, мыслить и фантазировать.

И этого достаточно? вот в чем дело! все должно держаться только на интересе и гуманных отно­шениях. Это не так уж и сложно.

Нет, это только одно из условий успешного обу­чения письменной речи, а следующее заключает­ся вот в чем.

Строя устное или письменное связное высказывание, ребенок опирается на имеющийся у него за­пас слов и предложений. Это — один из компонентов дол­говременной памяти. Второй ее компонент — запас пред­ставлений и понятий, приобретенных в разные моменты жизни. Именно долговременная память обеспечивает по­стоянное сохранение и упорядочивание единиц речи (слов, предложений).

Кроме того, в процессе формирования высказываний важная роль принадлежит оперативной памяти, которая выбирает из долговременной памяти нужные структуры предложений и включает в них слова. Оперативная память отвечает за подготовку и построение устного или письмен­ного высказывания.

Вывод 2. Мы, взрослые, мудрее ребенка и должны понимать: если в тетради за письменное высказывание стоит низ­кая оценка, то задание не выполнено (не составлен текст по рисункам, не написана записка для учителя или при­глашение друзьям на праздник). Это может означать, что:

а)   ваш ребенок занимался на уроке чем-то для него более важным (например, вспоминал вчерашнюю прогулку; думал о щенке, которого ему обещали подарить на день рожде­ния; мечтал о посещении цирка и т. п.), чем составление высказывания;

б) в памяти вашего ребенка не хватило слов и предложений, чтобы построить нужный текст.

Из этих двух вариантов наиболее возможным является вари­ант «б», так как у второклассников в основном учебная деятель­ность уже преобладает над игровой, и каждому ребенку хочется быть хорошим школьником и получать только высокие оценки.

Следовательно, мы должны систематически насыщать па­мять ребенка разнообразными по строению и интонации предложениями, обогащать его опыт событиями и впечатле­ниями. И достичь этого можно, опять-таки, благодаря чтению детской художественной литературы, потому что письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным об­разом благодаря чтению (так как чтение — это всегда пони­мание написанного). Тем самым он овладевает новым сред­ством оформления собственной мысли, отличающимся от того, которым он владел раньше, и поэтому структуры пись­менной речи, которые запоминает ребенок, постепенно ста­новятся структурными формами его собственных мыслей.

А есть ли у вашего ребенка своя собственная домаш­няя библиотека? Если да, то из каких книжек она состоит? Читает ли ребенок эти книжки? Знаете ли вы, что он любит читать? Учитываете ли вы читательские интересы ребенка, когда покупаете для него книги?

Если большинство ответов на эти вопросы — «нет», это означает, что параллельно с обучением письменной речи не­обходимо помочь ребенку повысить технику чтения, расши­рить его читательский кругозор.

И этого достаточно? Будем использовать инте­ресные учебные тексты, каждый раз говорить «молодец!», применять «ситуацию успеха», от­меним наказания, приобщим ребенка к чтению книг... — и ребенок начнет составлять хорошие письменные высказывания...

Пока что нет, хотя уже и для общего, и для рече­вого развития ребенка будет делаться немало. Но мы еще не определились, какие именно умения будем формировать у ребенка. Исходя из того, что к концу второго класса ребенок должен уметь составлять письменный текст, рассмотрим характерные при­знаки текста.

  • Внутренняя логическая связность и точность.
  • Смысловая и структурная целостность.
  • Тематическая законченность.
  • Четкая ясность для широкого круга слушателей.
  • Коммуникативная целесообразность.
  • Подчиненность нормам языка.

Итак, все умения, направленные на создание собственно­го текста, можно объединить в следующие группы:

  • Информационно-содержательные — умение подбирать информационный и фактический материал для будущего высказывания, определять и раскрывать тему и основную мысль текста и т. д.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector