Как научить вашего ребенка третьеклассника писать изложения и сочинения ? 3й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Самой большой подготовки требуют первые занятия, на которых происходит знакомство ребенка с определенным видом сочинения — отзывом о прочитанной книге, сочине¬нием о любимых сказках и т. д. я познакомлю вас со всеми «секретами» подготовки и проведения таких первых занятий, посвященных формированию умения писать сочинения на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта и по репродукциям картин (о проведении занятий по написанию сочинений по иллюстрации или серии сюжетных рисунков мы говорили в предыдущих разделах).

Сочинениями на литературные темы являются:

— отзыв о прочитанной книге, об отдельном сочинении

— сказке, рассказе, стихотворении; этот вид сочинений на литературном материале наиболее часто применяется в школе на уроках чтения и развития связной речи;

— сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например: «Весна в лесу» (по рассказам А. Копыленко, В. Пархоменко и др.), «Веселые приключения в школе и дома» (по сочи-нениям М. Зощенко, В. Нестайко, В. Драгунского и др.);

— сочинение о творчестве одного писателя: «Почему я люблю читать рассказы Остапа Вишни», «Что мне нравится в сказках братьев Гримм»;

— сочинение о героях произведений детской литературы.

Кажется, что сочинение на литературную тему — это работа для ребенка и отдых для семьи: взрослый предлагает тему — ребенок пишет сочинение...

Это совсем не так: и подготовка взрослого к обучению ребенка, и организация занятия имеют свои особенности.

Во-первых, при подготовке к сочинению важно построить работу таким образом, чтобы ребенок в своем высказывании стремился анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать. И первым шагом к этому является демонстрация ребенку нескольких вариантов возможных высказываний.

Во-вторых, на занятиях такого типа ребенка необходимо приучать применять черновики, на которых можно записывать план будущего высказывания, опорные слова, предложения, сочинение. Взрослый в случае необходимости оказывает ребенку помощь: обращает внимание на слова, в которых допущены ошибки или которые лучше было бы заменить на другие; указывает предложения, в которых требуется дора¬ботка порядка слов или встречаются пунктуационные ошибки; подчеркивает предложения, между которыми нет логи¬ческой связи; самостоятельно исправляет или корректирует некоторые ошибки и недочеты.

В-третьих, на занятиях по написанию сочинений на литературные темы необходимо разрешать ребенку использовать детские книжки, справочники.

В-четвертых, отзыв о книге — это не просто изложе¬ние ее содержания, а оценочный взгляд читателя на нее. Дать отзыв о книге — это не только высказать и обосновать свое мнение о ней, но и поделиться впечатлениями о прочитанном. То есть в сочинении — отзыве о книге необходимо по¬казать то, что делает ее интересной. Поэтому целесообраз¬но упражнять ребенка в написании отзывов о прочитанных книгах по опорному плану и опорным материалам.

Опорный план

Какое у тебя сложилось впечатление от этой книги? (Какие чувства вызвала у тебя эта книга?)

  1. Где и когда происходят описанные события?
  2. Какие события, какой эпизод этой книги поразили тебя больше всего?
  3. Назови героев книги. Кто из них понравился тебе боль¬ше всех? Почему?
  4. Над чем эта книга побудила тебя задуматься?

Опорные материалы

  1. Эта книга мне понравилась (запомнилась, привлекла мое внимание, заинтересовала) тем, что (событиями, случаем)...
  2. Книга интересная (познавательная, веселая)...
  3. Автор описывает (показывает, изображает, рассказывает, знакомит)...
  4. Особенно мне понравился...

Рассмотрим особенности организации, структуры и про-ведения занятий по формированию у ребенка-третьеклассника умения писать сочинения на литературные темы на примере конспектов двух занятий.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Учебное сочинение «Какие рассказы Александра Копыленко мне нравятся больше всего».

Цель: формировать умение строить письменные выска-зывания на основе впечатлений от фактов биографии и со-чинений Александра Копыленко; развивать навыки слушания, говорения, чтения; расширять читательский кругозор учаще-гося; воспитывать любовь и интерес к детской книге. Подготовительная работа: к этому занятию ребенок должен быть знаком с фактами биографии А. Копыленко и прочитать несколько его рассказов (например: «Как спят рыбы», «Осенние хлопоты», «Здравствуйте, дорогие гости!», «Переполох», «Весна», «Самый веселый месяц»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Взрослый: Ты уже неоднократно встречался с сочинениями Александра Копыленко и понял, что этот писатель стремился воспитать у юных читателей любовь к природе. Я думаю, что ты не остался равнодушным к его рассказам. И поэтому сейчас я прошу тебя поделиться собственными впечатления¬ми относительно творчества Александра Копыленко.

В своем сочинении ты можешь использовать такие опорные материалы:

  • Текст, в котором рассказывается о жизни Александра Копыленко. Александр Копыленко родился в Краснограде в семье желез-нодорожника. С шестнадцати лет он начал работать. Еще ребенком начал интересоваться жизнью птиц и зверей, любил читать сочинения о природе. Даже в собственной квартире создал уголок живой природы. Поэтому после окончания школы Александр Копыленко пошел учиться на учителя биологии. Александр Копыленко жил в Харькове и Киеве. Первую книгу для детей он написал в 1928 году. Называлась она «Сенины при-ключения». Потом появились другие его рассказы.
  • Опорный план для письменного сочинения «Какие расска-зы Александра Копыленко мне нравятся больше всего».

План

  1. Как я познакомился (познакомилась) с сочинениями Алек-сандра Копыленко?
  2. О ком или о чем идет речь в сочинениях Александра Копыленко?
  3. Какие сочинения Александра Копыленко мне запомни¬лись больше всего? Почему?
  4. Какие герои книжек Александра Копыленко мне запо-мнились? или На кого из героев рассказов Александра Копыленко я хочу быть похожим (похожей)? Почему?

Взрослый: Сейчас я продемонстрирую, как можно построить высказывание. Например:

Какие рассказы Александра Копыленко мне нравятся больше всего?

С творчеством Александра Копыленко я познакомился во втором классе. Это был рассказ «Переполох».

В этом рассказе речь шла о жизни зверей и птиц в зимнем лесу, о том, как трудно им находить пищу, что нужно быть внимательным и осторожным, чтобы не попасть к хищникам на обед.

Меня заинтересовал этот рассказ, и я решил прочитать другие рассказы этого писателя. В школьной библиотеке я нашел два рассказа - «Первая наука» и «Вовка». Мне они также очень понравились. Книги Александра Копыленко прививают любовь к природе, к познанию ее мудрых и вечных законов, правдиво изображают картины жизни рыб под водой, птиц и зверей - в лесу, цветов - на лугах и в садах. Мне также нравится рассказ «Настюша Горошинка» и его героиня - девочка Настюша, которая хотя и была самой маленькой в классе, тем не менее - самой смелой и очень доброй.

После демонстрации взрослым возможного варианта сочи-нения необходимо предоставить ребенку возможность самосто-ятельно подготовить устный рассказ по опорному плану. И толь¬ко потом ребенок записывает составленное высказывание, а после его построения — выполняет самопроверку.

После того как проверка закончена, сочинение проверя¬ет взрослый (ребенок в это время может отдохнуть), подчеркивая ошибки, а потом побуждает ребенка их исправить.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема. Формирование умения высказывать свое мнение относительно прочитанных произведений детской худо-жественной литературы (на примере сказок Ш. Перро).

Цель: формировать умение рассказывать о событиях из собственной жизни, высказывать собственное мнение, убеж¬дать с помощью письменных текстов (написание писем); раз¬вивать все виды речевой деятельности, логическое мышление; воспитывать любовь к книгам.

Материалы: портрет Шарля Перро; книжная выставка с произведениями Ш. Перро; рисунки по мотивам сказок Ш. Перро; конверт с письмом и др.), индивидуальные дидак-тические материалы (см. «Ход занятия»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Формирование положительной мотивации. Взрослый: У меня к тебе есть письмо от моей знакомой, которая работает в библиотеке. (Взрослый демонстрирует конверт, разрезает его ножницами, достает из него письмо и начинает читать.) Дорогой (дорогая) ... Пишет тебе библиотекарь Ирина Петровна. Мне известно, что тебе очень нравятся произведения французского сказочника Шарля Перро, и потому я именно к тебе обращаюсь за по¬мощью. Дело вот в чем. У меня есть знакомый мальчик. Он не очень любит читать и совсем не знает сказок Шарля Перро. Помоги ему, пожалуйста, познать удивительный мир сказок этого замечательного писателя: напиши ему письмо, в котором говорилось бы о жизни Шарля Перро, его сказках, героях этих сказок. С уважением, Ирина Петровна Взрослый: Выполнишь просьбу Ирины Петровны? Помо-жешь мальчику познакомиться со сказками Шарля Перро? На-пишешь ему письмо?
  2. Определение темы занятия. Взрослый: Твое письмо должно убедить ученика в том, что сказки Шарля Перро — интересные и удивительные и их сле-дует прочитать. Этого ты сможешь достичь, если твое письмо будет содержательным, интересным, правильно построенным и оформленным. И этому мы будем сейчас учиться.
  3.  Припоминание фактов биографии Ш. Перро. Взрослый: Где и когда жил этот сказочник? Для кого он писал свои сказки?
  4. Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector