Как научить вашего ребенка третьеклассника писать изложения и сочинения ? 3й класс

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: формировать у ребенка умение писать изложения; учить пользоваться вспомогательными дидактическими материалами; развивать связную устную и письменную речь; развивать внимание, наблюдательность.

Материалы: индивидуальный дидактический материал:

план изложения, опорные слова и словосочетания, опорные синтаксические конструкции (начало предложений).

Как научить вашего ребенка третьеклассника писать изложения и сочинения ? 3й класс

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная беседа.
Взрослый: Ты уже три года изучаешь родной язык — зна-комишься с его сокровищами, учишься правильно писать... Скажи, пожалуйста, а зачем человеку нужно уметь правильно писать? Что нужно для того, чтобы писать правильно? (Ответ ребенка.)
Взрослый: Все это правильно. Но для того, чтобы писать правильно, недостаточно знать правила правописания. Сейчас я прочитаю тебе одно письмо, и ты поймешь, в чем дело. В этом письме нет орфографических ошибок. Но скажи, пожалуйста, можно ли его назвать правильным?
Взрослый читает «письмо» (вынув его из конверта):

ЗДРАВСТВУЙ, ВИТАЛИК!

Пишет тебе твой товарищ Коля. Как твои дела? Как ты себя чув-ствуешь? У меня все обстоит благополучно. Оценки в школе я по-лучаю хорошие. Недавно я прочитал очень интересную книжку — «Волшебник страны Оз». Там рассказывается о девочке Дороти. Ее ураган занес в волшебную страну. И там она — бух! А ее домик — бах!
И злая волшебница — бомм! А собачка — бамм! А жители волшебной страны очень обрадовались. А потом она ушла. И там она встретила их. И они вместе путешествовали. Очень интересная книжка!
Коля
Взрослый: Скажи, пожалуйста, понятно ли из этого письма, что интересного было в книге «Волшебник страны Оз»?
(Ответ ребенка.)
Взрослый: Итак, мальчик Коля хотя и написал без ошибок, но не смог правильно передать содержание книги, иначе говоря, правильно письменно ее пересказать. Ты увидел на примере письма мальчика, как важно уметь это делать. И сегодня мы с тобой будем учиться письменному изложению.

2. Инструктаж по выполнению учебной работы (взрослый сообщает порядок проведения определенных этапов урока).
Взрослый: Сейчас я прочитаю текст. Ты должен очень внимательно его слушать. После чтения я поставлю тебе вопросы по смыслу текста. Потом я еще раз прочитаю текст по абзацам, и к каждому абзацу мы будем вместе придумывать название пункта плана.

На уроках чтения ты уже учился устно пересказывать сказки и рассказы. И часто убеждался в том, что изложение — это трудное дело. А письменное изложение требует еще больших усилий и знаний: необходимо суметь не только хорошо запомнить содержание, но и записать его правильно, избегая речевых и логических ошибок, пропусков фрагментов текста. Для того чтобы преодолеть эти трудности, мы будем пользоваться вспомогательными материалами. Вот они (взрослый поочередно демонстрирует кар¬точки со вспомогательными материалами): это — карточка, на которой записаны опорные слова; а вот карточка, на которой записаны опорные слова и словосочетания; а вот карточка, содержащая опорные предложения.

3. Работа перед чтением текста.
Объяснение значения слов (слова записаны на отдельном листе): существо, пристально смотрели.

Взрослый: В тексте будет идти речь о маленьком цыпленке. Скажи, пожалуйста, каким синонимом можно заменить слово «цыпленок»? (Малыш, он.) Значит, употребляй эти слова в письменном изложении.
Орфографическая работа: цыпленок - цыпленку.

4. Первичное чтение текста.
Взрослый читает исходный текст, ребенок слушает (и следит, если у него есть карточка с текстом).

ПЕРВЫЙ СТРАХ ЦЫПЛЕНКА

В теплом гнезде из белого яйца вылупился маленький цыпленок. Он побежал по земле. Его глаза сияли от счастья, потому что все кругом казалось ему таким ярким и прекрасным. Цыпленку хотелось с кем-то поделиться своей радостью.

Малыш увидел большое существо. Оно было длинным и круглым.
Его мех переливался белым цветом. Два серых глаза пристально смотрели на цыпленка. Тонкие ушки поднялись вверх. У рта белели длинные тонкие волоски. Существо это лежало и махало хвостом.

Цыпленок подбежал к удивительному существу, чтобы сказать, что мир прекрасен. Но существо поднялось. Глаза его заблестели. Спина выгнулась. Тонкие волоски у рта зашевелились. Цыпленок испугался. Это был его первый страх.(По В. Сухомлинскому)

5. репродуктивная беседа (выборочное чтение) по смыслу текста.
Взрослый: Какой это текст — описание, повествование или рассуждение? Где родился маленький цыпленок? Куда он побежал? Почему его глаза сияли от счастья? Чего цыпленку хотелось? Кого цыпленок увидел? Каким было существо? Как оно смотрело на цыпленка? Какой у него был внешний вид? Зачем цыпленок подбежал к этому существу? Как повело себя существо? Как повел себя цыпленок?
(Ответы ребенка.)
Взрослый: Сказано ли в тексте, каким был цыпленок? А каким он мог быть? Что могло произойти после того, как цыпленок испугался? Если хочешь, ты можешь придумать и записать то, чего не было в тексте-образце, или продолжение этой истории.
6. Составление плана.
Взрослый читает текст по абзацам. К каждому абзацу ре-бенок придумывает название. Ребенок с помощью взрослого записывает план в тетрадь.
7. Ознакомление со вспомогательными материалами (опор¬ными словами, словосочетаниями и предложениями).
Взрослый: Прочитай опорные слова. Из каждого ли пред-ложения выписаны эти слова? (Нет.)
— Итак, ты видишь, что в карточке есть слова не из всех предложений. Это не означает, что ты можешь пропустить какое-то предложение! Каждое предложение — определенный фрагмент текста. И поэтому, если ты пропустишь предложение, это будет ошибка!
Восстанови первый абзац текста «Первый страх цыпленка» по этим словам. (Ребенок берет в руки карточку с опорными словами и пересказывает первый абзац текста, используя вспомогательный материал.)
Ознакомление с опорными словосочетаниями и предло-жениями происходит аналогично.
8. Устное изложение текста по абзацам с использованием вспомогательных материалов.
9. Чтение текста взрослым в третий раз.
10. Запись изложения.
11. Проверка, исправление ошибок.

Как научить ребенка правильно оценивать собственную работу?

С целью формирования у ребенка умения прове¬рять и совершенствовать написанное целесообразно применять памятку «Совершенствую написанное»:

  1. Прочитай свое изложение молча. Обрати вни¬мание на его содержание. Для этого поставь себе такие вопросы:
    — Соответствует ли изложение составленному плану?
    — Есть ли в изложении зачин, основная часть, концовка?
    — Связаны ли между собой по смыслу предложения, расположенные рядом друг с другом?
    — Нет ли пропусков фрагментов услышанного текста?
    — Не появилась ли в изложении лишняя, ненужная, инфор-мация, которой не было в услышанном тексте?
    — Нет ли в изложении логических ошибок или искажения фактов?
    — Раскрыта ли основная мысль изложения?
  2. Прочитай свое изложение еще раз. Обрати внимание на слова и предложения, которые ты используешь в изложе-нии. Для этого поставь себе такие вопросы:
    — Нет ли повторов слов?
    — Нет ли пропусков слов?
    — Обозначены ли границы предложений?
  3. Прочитай свое изложение третий раз. Обрати внимание на правильность написания использованных слов. Для этого шепотом читай текст своего изложения, начиная с послед-него слова в последнем предложении.

Ориентировочная система работы по обучению письменным сочинениям

Необходимый теоретический минимум о тексте

Для того чтобы обучать составлению письменного сочинения, необходимо знать последовательность действий, предшествующих его написанию, и хорошо разбираться в особенностях сочинений разных видов. Поэтому вам и вашему ребенку предлагается ознакомиться с памяткой по написа¬нию сочинений.

Памятка
КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

1. Сформулируй или выбери тему будущего сочинения. Подчеркни в ней опорное слово или опорные слова. Опорные слова помогают определить рамки сочинения, т. е. понять, какая тема сочинения — узкая или широкая. Узкая тема предполагает, что сочинение будет небольшого объема, широкая — наоборот. Например: «Наш парк зимой», «Моя кошка», «Как сделать скворечник», «Жизнь ласточек весной», «Прогулка в лес» — это узкие темы, а «Зима», «Собака — друг человека», «Осторожно: ядовитые грибы!», «Птицы осенью» — широкие темы.

Помни:
— четкая, конкретная тема является залогом успеха твоего сочинения;
— на широкую тему писать сочинение труднее, чем на узкую, т. к. достаточно сложно раскрыть ее полностью.

2. В тексте предложения связаны между собой не только об-щей темой, но и определенной идеей, которую называют основной. В основной идее текста автор передает свое отношение к предмету разговора, дает оценку изображенным событиям, чему-то учит. Основная идея — это то, ради чего текст составлен. Основная идея может быть высказана в заголовке или в одном из предложений текста.

Вот примеры заголовков, где высказана основная идея сочинения:

Строить жилье - создавать этот мир

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector