Как научить вашего ребенка третьеклассника писать изложения и сочинения ? 3й класс

Формирование каких умений в области обучения письменному изложению произведения предусмотрено учебной программой для третьего класса?

Базовой учебной программой для третьего класса предусмотрено формирование у школьников следующих умений в области составления письмен¬ных изложений и сочинений:

  • самостоятельное составление и запись одного или двух-трех связанных между собой предложений по определенным ориентирам;
  • самостоятельное составление и запись вопросов по смыслу прочитанного, на заданную тему и ответов на вопросы;
  • составление плана прочитанного текста;
  • самостоятельное восстановление деформированного текста (упорядочение частей текста и отдельных предложе¬ний, изъятие лишних предложений, не соответствующих теме; дополнение текста необходимыми частями);
  • самостоятельный подбор заголовка к тексту;
  • письменное изложение текста-повествования объемом 40—50 слов по коллективно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы (опорные слова и сло-восочетания и т. п.), с соблюдением структуры высказыва-ния, включающей три части;
  • самостоятельное высказывание (до 60 слов) о прочитан¬ном произведении, эпизоде увиденного фильма, ситуации из жизни класса или семьи и др.;
  • составление художественных и научно-популярных опи-саний (без употребления терминов) по образцу;
  • построение текста-рассуждения по образцу и предло-женному зачину (о поступках людей, событиях из жизни семьи, отношениях между ровесниками и т. п.);
  • составление текстов-инструкций по изготовлению от-дельных предметов, уходу за домашними животными, комнатными растениями и т. п.).

Итак, учебный материал включает письменное изложение, составление письменного высказывания на основе впечатлений от прочитанного произведения, увиденного фильма, ситуации из жизни класса, семьи и др.; совершенствование содержа¬ния и формы написанного текста (соответствие теме; наличие в тексте составных частей; логичность и последовательность; устранение однообразных конструкций предложений, неоправ¬данных лексических повторов) и т. п.

В этом разделе пособия уделяется внимание обучению ребенка письменному изложению и письменному сочинению. Каким же образом организовать индивидуальное обучение ребенка, чтобы сформировать у него умение писать изложения и сочинения?

Необходимым условием успешного обучения является параллельное, а не «по цепочке» развитие всех видов речевой деятельности, т. е. не должно быть такого, что один-два месяца мы учим ребенка письменному изложению и только потом обучаем письменным сочинениям: сначала — повествованиям, потом — описаниям, затем — рассуждениям.
Нецелесообразно также проводить дополнительные заня-тия каждый день, поскольку это утомляет ребенка.

Эффективным будет следующий режим проведения занятий:

  • интенсивный — в течение первого месяца (или первых двух месяцев) — через день при условии обязательного ежедневного чтения ребенком детской литературы;
  • обычный — в течение всего периода обучения в домаш¬них условиях — один раз в три дня (два раза в неделю) при условии обязательного ежедневного чтения ребенком детской литературы.

Предлагается применять систему работы по обучению письменным изложениям и сочинениям, которую можно охарактеризовать как «блочную». Каждый «блок» состоит из трех занятий и содержит:

  • занятия, выполняющие пропедевтическую функцию. На этих занятиях ребенок подбирает синонимы и антонимы, объяс¬няет значение фразеологизмов, упражняется в дополнении предложений, слушании-понимании текста, восстановлении деформированных текстов, учебном редактировании;
  • занятия, направленные на формирование умения пи¬сать изложение, сочинение-повествование, сочинение- описание и сочинение-рассуждение, а также свободное высказывание собственных мыслей (свободное письмо).

Первое занятие

  1. Подбери синонимы. Подбери антонимы. Объясни фразео-логизмы.
  2. Упражнения на сокращение и дополнение предложений.
  3. Упражнение на аудирование.
  4. Упражнение на составление предложений или плана выска¬зывания.
  5. Упражнение на восстановление деформированного текста или на редактирование.

Второе занятие

Тема. Письменное изложение, близкое к тексту Третье занятие
Тема. Письменное сочинение (сочинение-повествование, сочинение-описание или сочинение рассуждение)

Перечень возможных упражнений, обеспечивающих
формирование у ученика 3 класса умений писать изложения
и сочинения, приводится в таблице


.

Ориентировочная система работы

Письменное изложение как речевое упражнение

Изложение — это вид упражнения, средство развития речи на основе текста-образца. сущность изложения заключается в опре¬деленном (последовательном, выборочном, кратком, творческом) воспроизведении содержания услышанного или прочитанного текста с помощью собственных и авторских речевых средств. Различают следующие виды изложений:

  1. Схема.
  2. Изложение:
    -близкое к тексту (детальное, или подробное);
    -краткое;
    -выборочное;
    -творческое.
  3. Изложение с изменением лица, от которого ведется по-вествование.
  4. Изложение с творческим дополнением текста.

Близкое к тексту (детальное, или подробное) изложение
предполагает, что ученик последовательно воссоздает содер-жание текста, сохраняя все его детали и подробности и не на-рушая порядка действий, с использованием преимущественно авторских средств речи.

Сжатое изложение представляет собой последовательное, связное, без деталей, воспроизведение текста-образца с упо-треблением преимущественно собственных средств речи.

Выборочное изложение характеризуется детальным вос-произведением только определенного эпизода, отдельного фрагмента, узкой темы текста. При выборочном изложении широко применяются авторские средства речи.
Творческое изложение — это последовательное, связное воспроизведение текста-образца с дополнением или перестройкой его содержания.

Разновидностями творческого изложения являются изложение с творческим дополнением текста (учащиеся дополняют сюжетную линию текста-образца собственными деталями, фактами, эпизодами) и изложение с изменением лица, от которого ведется повествование (содержание воспроизводится от другого действующего лица, что предусматривает активную перестройку рассказчиком оригинала).

Какую структуру будет иметь занятие, на котором происходит написание изложения?

Ориентировочная структура следующая :

  1. Ребенок занимает свое рабочее место, проверяет наличие вспомогательных дидактических материалов.
  2. Взрослый «подводит» ребенка к осознанию важности умения писать близкое к тексту изложение.
  3. Взрослый объясняет значение слов, незнание которых мо-жет тормозить восприятие и понимание текста-образца.
  4. Ребенок слушает исходный текст или самостоятельно чи-тает его.
  5. Взрослый предлагает ребенку вопросы, ответы на которые воссоздают фактическое содержание исходного текста, акцентируют внимание на отдельных деталях, причинах событий. Взрослому при подборе вопросов следует быть очень осторожным, не спешить, постоянно предусматри-вать, прогнозировать возможные ответы ребенка, чтобы не только предупредить возможные ошибки, но и не спровоцировать возникновение в письменной речи грам-матически неправильно построенных предложений.
  6. Взрослый обращает внимание ребенка на особенности текста, которые должны быть воспроизведены в изложе-нии. Отдельно выделяют орфографическую работу над слова¬ми с «трудным» написанием.
  7. Ребенок определяет зачин, основную часть и концовку, а также средства связи между ними. При прорабатывании содержания частей (повторном чтении) составляется план текста.
  8. Ребенок самостоятельно пишет изложение, пользуясь дополнительными вспомогательными материалами.
  9. Взрослый проверяет работу и подводит итоги занятия.

В процессе написания изложений дети могут пользоваться вспомогательными материалами (значительным количеством вспомогательных материалов; незначительным количеством вспомогательных материалов; некоторыми вспомогательными дидактическими материалами; некоторым вспомогательным материалом).

Что это за материалы?

жется, что я не запомнил (запомнила) последовательность событий. Попрошу я опорные словосочетания». Работая в таком режиме, ребенок постепенно учится самостоятель¬но выделять из текста необходимые смысловые опоры.

Как же научить ребенка пользоваться вспомогательными материалами?

Ниже приводится ориентировочный конспект занятия, посвященного обучению ребенка пользованию дополнительными материалами.

Тема. Обучение письменному изложению. Обучение пользованию вспомогательными дополнительными материалами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector